netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Обитаемый остров

По большому счету не столь велика разница, смотрели Вы новую картину Федора Бондарчука после прочтения оригинала братьев Стругацких или же не читали сей знаковой книги отечественной фантастики, ибо почти гарантированно Вам не понравится то, что вышло на киноэкраны  в аккурат 1 января 2009 года. Что именно не понравится, конечно, не буду брать на себя смелость писать, однако о собственных моментах скуки и разочарования - без проблем.

Говоря о техническом моменте. Словно в каменный век фантастики годов эдак 80-х попал. Такие спецэффекты были бы уместны лет 20-25 тому назад. Да и то, вспомним "Терминатор": как хорошо работали тогда люди над образом киборга и всеми его физическими свойствами, - нынешнее, из 21-го века отечественных студий визуальных эффектов выбравшееся на волю, и близко не стоит к той планке 80-х. Это для многосерийных и менее бюджетных "Стар Трек", "Вавилон 5" и других памятных вещей подошло бы, но не многим более того. Мягко говоря "непрорыв" визуальных технологий в "Обитаемом острове" оставит яркое впечатление у каждого, не сомневаюсь. Раз уж ждем фантастической картины об ином мире, то и мир сам хотим увидеть, поверить в него. И, эх, не получается! Первые кадры титров, когда совершенно обыкновенные астероиды и прочий космический мусор должны с достойнством пройти пред взором, у большинства создателей фильмов катасров и т.п. вполне прилично получались всегда. Уже на стадии титров. В команде Федора Бондарчука не нашлось видимо никого, кто смог бы сделать сии мгновения не похожими на анимацию из компьютерной игрушки про внеземные цивилизации, - пришлось довольствоваться "мультяшными" камушками, как-то немассивно летящими куда-то. Тут же неподалеку другая аляповатость: корабль Каммерера. Как справедливо отметили наблюдатели в кинофорумах, жутко подозрительное ощущение кальки с транспорта из "Матрицы" Вачовски. Да еще и никудышняя калька: "щупальца" снова мультяшные. А как корабль сделан: мне страшно, что мама отпустила Каммерера в космос на такой консервной банке. Да он рассыпался бы мигом при старте! На протяжении всего фильма техника вообще специфично смотрится. Все выглядит исключительно либо как картонное (ну не было денег на стоящие декорации!), либо как жестяное. Совершенно не производит впечатления высокоразвитой военной машины страна Неизвестных Отцов. Их древние танки смешные, маскировка у них неактуальная, броневики на заклепках. И это при ракетных технологиях (что в руки каторжникам-то дают, обратим вниманием - не поленимся!). Нестыковочки в технологическом уровне внутри самой страны нарисованной. Особенно порадовало то, что при всей угловатости, ржавости и декоративности едущего, гудящего и ревущего, в руках у Неизвестных Отцов есть очень даже неплохие 3D-голографические технологии, такие красивые на фоне всего ржавеющего и еле держащегося на заклепках. Мир Саракша нарисован для комиксов и опять-таки чуть ли не срисован с подземелий "Матрицы", когда обращаешь внимание на каморки его обитателей и условия быта. Первейшее впечатление от атмосферы: много синего цвета и мало правдоподобности, физической ощутимости пространств. В западных даже психоделических вещах, если оные удавались режиссерам, я верил в банальный кафель, в тяжелые двери, в летающие дирижабли - "Обитаемый остров" безжизнен в этом отношении.

С точки зрения восприятия того, что же хотел сказать нам автор, по своему прочитывающий знаковую повесть отечественной литературы, главный вывод - книга на порядок выше сумбурно и странно показанного массовым экраном. Каммерер получился слишком бритым, джентльменистым что ли. А он ведь не таким должен был быть, обратимся хотя бы к первоистонику Стругацких. Да, он прогрессор, он представитель поднявшейся на выоский уровень развития цивилизации, но он не мог выжить в мире Саракша так, как у него получилось на взгляд Бондарчука. Максим вообще как-то долго для прогрессора приходил к пониманию картины мира, принятой на Саракше. И впрямь наивный мальчик. Кризис прогрессорства, проходящий и через другие работы Стругацких (например, "Трудно быть богом"), не так показывается, уж наверняка. Сцены боевого характера в исполнении главного героя - это снова 80-е. Еще раз поворюсь, не мог он выйти таким глакдовыбритым из казарм и улиц Саракша. Принципиально невозможно такое. А что другие герои? Гоша Куценко сыграл Гошу Куценко из полуновогоднего легкого кино. Такой Гоша не выжил бы на Саракше. Надо ему было брать пример с талантливо сработавшего Сергея Гармаша. Последний был в форме. Вот бы весь народ так. Брат и сестра Гаалы. Первый правдоподобен, вторая - тоже, но за исключеничем общего минуса для Максима и Рады в дуэте: не верю в их любовь. До драматической роли им не доиграть было. Недавно я был на спектакле одного молодежного театра. Там была сделана попытка сыграть серьезную драму слома человеческого и человечного в ребенке тремя подростками по сути. И что же я вынес со всего спектакля? Ощущение ярчайшего несоответствия: музыки, поднимающей драматизм до высот, и одновременной невзрослой пока еще игры на сцене. Это как минимум. Вот примерно то же и для "Обитаемого острова" характерно. Местами музыкальная тема столь отчетливо провоцирует, готовит, будоражит меня как зрителя увидеть грань переживания, муки в глазах, вопросов во взоре, любви собственно. Но... не вижу этого при всем желании. И это самое обидное в кино Бондарчука, идущем на киноэкранах уже третий день. Можно простить любой "небюджет" в спецэффектах, но будьте добры покажите мне героев, в переживания которых веришь. В переживания, а не игру в них. Кстати, сам Бондарчук ничего так сыграл. Только, наверное, это от роли доставшейся. Располагала.

Общая оценка, на мой взгляд, что-то вроде: техника - неудовлетворительно, артистизм - понравился лишь второй план Гармаша, сценарий - скудно, бедно, далеко от ауры оригинала.

Tags: entertainment
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments