netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

  • Location:
  • Mood:

"Граф Монте-Кристо", А. Дюма

В те годы юношества, которые обычно отводят ныне для чтения приключенческих романов, вышедших из-под пера Александра Дюма, повзрослевшие его читатели, мне не довелось познакомиться с героями "занимательного" (как написано в аннотации к имеющемуся у меня изданию) романа "Граф Монте-Кристо". Познакомился только недавно и только сегодня, 9 ноября 2009 г., примерно в час ночи перелистнул последнюю страницу этой замечательной книги.

Центровая нить произведения большинству из нас известна еще до того, как мы открываем книгу. Такую она снискала популярность. События в романе разворачиваются вокруг предательства одного молодого человека, теряющего из-за этого любимую женщину, честь и светлое будущее в том виде, каким оно могло предстать перед ним. Будучи заключенным в замке Иф, он проводит там долгие годы, покуда ему не удается сбежать с помощью другого узника, которому не суждено было вырваться на свободу, но который оказался наследником неслыханного богатства, открывшим главному герою его местонахождение. И наш герой, Эдмон Дантес, оказавшийся на свободе обретает облик ангела мести.

События произведения, развивающиеся на фоне интригующей эпохи первой половины XIX века во Франции и Италии, более, чем подтверждают истинность эпитета "занимательный" в отношении романа, о котором я уже упоминал выше. Снова, почти как в далеком детстве с "Тремя мушкетерами" в руках, я чувствовал себя знакомящимся с увлекательными перипетиями и благородными героями, которым, разумеется, сопутствуют, отнюдь не благородные враги. И в то же время эта книга уводит из детства. "Граф Монте-Кристо" по мере постепенного приближения к развязке возбуждал все более и более печальные мысли.

Друзья мои, представьте себе мораль XXI века применительно к благородным - да и даже не только им! - образам романа. Современное стремление к успеху, столь поощряемое общими установками этик, нравственностей и тому подобное, современная American Dream, если хотите, не те. Просто-напросто не те, что тогда. Посмотрите на функциональный принцип PR (public relations): ты можешь сделать свой образ, только поработай над этим. Посмотрите на то, что никто не отменял ценности стремления к успеху. И отметьте, сколь мала ныне в сравнении с миром книги Дюма важность благородства и чести. Сколь сложнее в том недемократическом мире было принимать решения, само принятие которых подразумевало моральный и этический выбор. Хотя бы и немногим, кому приписывалось знание этих строгие понятий добра и зла. Как же мы свободны быть свободнее от того, что сейчас с легкостью называем условностями позапрошлого века! И как же жаль, что сегодня нет даже тех немногих, кто мог бы уподобиться честным душам из этой книги, адресуемой родителями своим детям для занимательного чтения! Вот и читаешь написанное Дюма, чувствуя, сколь сильные ценности были движителями для героев благородных, заражаясь высотой их. И с улыбкой вновь поддержанного оптимизма видишь последний слова - девиз уплывающего за горизонт главного героя, завещанный всякому читателю его. И еще, и еще раз осознаешь, что ни кто иной, ни ты сам не уже никогда не сможете соответствовать своим любимым благородным образам, любовь к которым привита с самого детства этими мушкетерами, монте-кристо и робин-гудами. Мы уже не те. И на этом следует поставить печальную точку.

Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments