netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

  • Mood:

Irwin Weil: "The Novelistic Presence of Christ & Satan" (lecture 15)

Пятнадцатая лекция профессора Северо-Западного университета США Ирвина Вейла из цикла "Классика русской литературы" носит название "Беллетрестическое присутствие Христа и Сатаны" (предыдущая - о поколении Карамазовых). 

Формат: я за рулем + аудиокнига на английском + дома краткий пересказ наиболее примечательного через пост в ЖЖ. Стиль пересказа flash: то, что было интересно и (или) внове услышать. Главная цель: отметить общую логику и редкие или вовсе не встречающиеся в нашей традиции преподавания моменты (судя по личному опыту, т.е. субъективно) зарубежного подхода в лице конкретного исследователя.

==================================================================================================

Ирвин Вейл говорит о том, что со временем Достоевский стал формироваться в сторонника действующего режима в империи. Однажды с ним пересекся путь почти что реакционера Победоносцева - цариста. Последний, получив однажды от Федора Михайловича копии "Великого инквизитора" (части "Братьев Карамазовых"), задал автору вопрос относительно пробивающегося в работе атеизма: помогает ли это режиму и укрепляет консервативную позицию. В ответ он услышал необычные слова о том, что Достовеский хочет лишь "показать этот круг мировоззрения, показать, что достаточно одного пальца для убедительного доказательства позиции атеизма против целой головы, поддерживающей противоположное". Но при этом Достоевский добавил, что "весь текст романа является по себе ответом этой позиции, показывающей невозможность простого решения всех этих проблем".

Профессор рассказывает о том, что повествование Достоевского об учении отца Зосима обетает формы нового "евангелия". Учение это обретает форму комбинации казалось бы разных воззрений. И когда Алеша говорит Зосиме о том, что он счастлив в монастырском окружении, Зосима отвечает, что Алеше следует идти в светский мир и нести ему новый взгляд на мир.

Вейл сообщает о внешней оппозиции Зосиме в лице отца Феропонта, но Алеша верит в святость учения Зосимы. Однако Зосима умирает. А по устоявшемуся мнению тела святых после смерти не подвергаются разложению. Но на деле тело Зосимы оказалось иным - пришлось даже проветривать помещение, что Алеше не преминули описать как лучший аргумент в пользу "несвятости" Зосимы, из-за чего Алеша был очень удручен. В результате Алеша уходит из монастыря в поисках "святой смерти", чем, по словам Вейла, Достоевский не зря добивается исполнения слов Зосимы о том, что Алеша должен уйти из монастыря, намекая на сомнительную спорность утверждения о "несвятости" взглядов Зосимы.

Далее следует рассказ об Алеше, встретившем Грушеньку. Уже начавшая обнимать его, она быстро вскакивает, услышав о смерти старца Зосимы. Вейл пересказывает происходящее далее, откровение Грушеньки, сподвигшие Алешеньку вернуться в монастырь, на пути к возрождению своей веры.

Вейл информирует слушателей об убеждении окружающих в том, что именно Дмитрий, этот энергичный и непростой в характере человек, прикладывавший немало усилий к тому, чтобы добиться Грушеньки, убил отца семейства. Далее - о том, как Дмитрий пытается увести Грушеньку, надеящуюся на своего польского возлюбленного. Затем Вейл говорит о том, как Грушенька отвергает любые попытки Дмитрия о близости до свадьбы, о ночи, в которую Дмитрий слышит колокольчики, оказывающиеся полицейскими, приближавшимися по его душу. Вейл обращает внимание на необходимость раздеться Дмитрию перед другими, которые называют это процедурным вопросом с целью выяснить "чист ли он". Сюжет продвигается к суду, а также происходит переход к фигуре интеллектуального брата Ивана, чувствующего и себя во многом виноватым в смерти отца.

Ирвин Вейл вспоминает о том, что Зигмунд Фрейд наравне с Эдипом и Гамлетом в аспекте "Эдипова комплекса" упоминал и братьев Карамазовых. Для Вейла это серьезный знак сложности и глубины картины, созданной Достоевским.

Вейл уделяет большое внимание встрече Ивана с хорошо одетым человеком, в котором тот узнает самого Дьявола, прибывшего искушать его. В этом лектор видит и долю юмора, и еще большую долю иносказательной фундаментальности "притчи" Достоевского. После исчезновения Дьявола Иван видит пришедшего Алешеньку, сообщившего о попытке самоубийства Смердякова...

...В это время в России проходили несколько законодательных реформ. Те законы, которые работали в стране последние 20-30 лет, стали совершенно неэффективными. Это происходило во время правления Александа II, одного из наиболее либеральных царей. Идея состоялоа в сближении российских законов с западными идеями юриспруденции. Например, речь шла об узаконивании презумпции невиновности: человек невиновен, пока не доказано обратное... Эта та система, которую сегодня каждый американец знает очень хорошо, но для России тех времен она была совершенно внове...

Вейл говорит о том, что позицию по этой системе, по вопросу о "презумпции невиновности", высказывает и Достоевский в своем произведении через описание судебного рассмотрения дела Дмитрия. Вейл после описания аргументации сторон, показывает, что, например, Третьякович на самом деле думает иначе, чем говорит вслух. И это уже иллюстрация нового правила в действии, когда защитник внутренне может и не быть уверенным в правоте подзащитного, но делает это.

...Этим Достоевский показывает свое отношение к новой судебной системе, к суду человеческому, иллюстрируя свою позицию о том, что такой вариант как нельзя лучше походит к его мнению о том, что человек человека не может судить...

...Достоевский говорит о многих тяжеловесных вопросах в своем романе, и их очень легко упустить из виду...

Вейл рассказывает о потрясающем контрасте. О том, как началось разложение тела Зосимы, но того же не случилось с телом молодого человека, "молодого цветка", "срезанного посреди лета". Святой?

В завершение профессор передает мысль Достоевского о неизбежном для всех воскрешении и совершенно другом Суде. Очень Могущественном Суде. На чем и завершается ход лекции.
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments