netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

  • Mood:

Irwin Weil: "Lev Nikolaevich Tolstoy" (lecture 16)

Шестнадцатая лекция профессора Северо-Западного университета США Ирвина Вейла из цикла "Классика русской литературы" носит название "Лев Николаевич Толстой" (предыдущая завершает обзор трудов Достоевского). 

Формат: я за рулем + аудиокнига на английском + дома краткий пересказ наиболее примечательного через пост в ЖЖ. Стиль пересказа flash: то, что было интересно и (или) внове услышать. Главная цель: отметить общую логику и редкие или вовсе не встречающиеся в нашей традиции преподавания моменты (судя по личному опыту, т.е. субъективно) зарубежного подхода в лице конкретного исследователя.

==================================================================================================

...Когда мы говорим о Достоевском и его огромном влиянии на воображение человеческое, в контексте русской литературы есть еще одно имя, которое само собой напрашивается всплыть в памяти, Лев Николаевич Толстой, живший практически в те же времена, что и Достоевский. Они были очень, очень разного рода людьми, писателями, мужчинами. И так или иначе, кажется, без обоих, таких отличающихся, невозможно представить эту литературу, целый мир, целую Вселенную этой литературы...

Ирвин Вейл говорит о том, что различия начинаются уже с самого появления на свет, изначально из тех условий, в которых росли будущие легенды. Толстой родился в сельской России, неподалеку от Тулы. В 2 года он осиротел без матери. Профессор рассказывает о Ясной поляне, а также о взрослении Толстого, полном "своего рода дебоширства". Прямо вот так и выражается наш американский друг. Затем быстро переходит к теме учебы в Казани, бывшего центром "татарской силы", далеким от Москвы, столицы. Вейл вспоминает имя математика Лобачевского, который пытался "поговорить с молодым Толстым как мужчина с мужчиной". Лобачевский признавал, что Толстой далеко не глупый, талантливый, но "почему же Вы так растрачиваете свои силы и таланты?" Толстого выгнали из университета, Лобачевский не повлиял на "дебоширство". И Лев Николаевич оказался в Москве. Затем были азартные игры, долги. "Говоря коротко, то был совсем другой Толстой, нежели известен нам широко - улыбается Ирвин Вейл, - нежели тот будущий в своем роде "проповедник", коим он стал позднее..."

В 1860-х Толстой знакомится с петербужскими писателями. В 1858 появляется собрание историй "Детство. Отрочество. Юность". Вейл говорит о том, что Некрасов, "обладавший прекрасным литературным вкусом", решает опубликовать "Детство", подписанное только инициалами "Л.Н." В это время Достоевский, даже не зная, кто же подписался "Л.Н.", прочтя "Детство", сказал: "Это талант!" Критики быстро разнесли мысль о молодом человеке, способном критиковать собственных родителей, что считалось ими "аморальным, неправильным".

Продолжая рассказ, Ирвин Вейл вводит слушателя в курс происходящего в "Детстве". Здесь он сразу же находит доказательства того, что уже тогда Толстой начал показывать свою способность показывать изнанку психологии человека, его поступков вовне и их внутренних предпосылок.

...Борьба внутреннего чувства человека и общественного устоя есть то, что у Толстого проигрывается на протяжении всей его карьеры...

...Он говорит, что реальные чувства есть не всегда то, что Вы видите на поверхности...

Ирвин Вейл в доказательства вышесказанного приводит примеры из опыта молодого Николенко - героя произведения.

...Есть известный критик по имени Мережковский, написавший эссе с заголовком "Толстой и Достоевский", в котором он постулировал мнение о том, что Толстой был "поэтом человеческого тела", Достоевский был "поэтом человеческой души"...

...Тело в руках Толстого, плоть человека в его руках превращается в нечто чрезвычайно жизнеподобное и решающее для личности...

Вейл говорит о смерти мамы Николенко, когда тому было 10 лет, но он не мог плакать. "Слезы в общем-то не могут значить ничего, утверждает писатель", - замечает Вейл. Внимание последнего отвлекается на творчество Стендаля, который говорил почти то же самое в своем автобиографическом произведении. Как утверждает Вейл, Толстой и знать не мог об этом параллельном писательском выражении похожих мыслей, о том, что оба написали это независимо друг от друга, что "парадоксально даже".

Вейл продолжает говорить о Николенко, слушавшем своего тютора лишь ради поступления в учебное заведение, на деле же отклоняя много из позиций того, исходя из своего неприятия этого человека.

"Счастливая, счатливая, невозвратимая пора детства. Как не любить, как не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу", цитирует Вейл по-русски и переводит американским студентам на их родной язык. "Толстой пишет эти строки, желая возвратиться в те времена, когда бывал ребенком..." - оброняет Вейл.

Затем - о биографии Толстого, оказавшегося на фронте Крымской войны, целью которой было не допустить распространение турецкого влияния в этом регионе. Вейл описывает эту войну "серьезной в плане крови по меркам тех лет". Вейл повествует об энтузиазме Толстого в начале войны, но "затем его глаза раскрылись""коррупция, плохая организация""российское правительство было совсем не счастливо, слыша критику". "Я хотел бы быть генералом в армии, но остается стать генералом в литературе", говорит Лев Николаевич, чьи слова передает наш лектор.

Вейл проводит параллель со взглядом пьяного человека на битву при Ватерлоо, когда рассказывает об игнорируемом правительством России правдивом видении войны и ее реалий, которым (видением) Толстой был крайне недоволен. "Есть лишь одна вещь, которую я прославляю в своих работах. И нет других подобных вещей, как человеческое существование, более героических... Это герой моих историй..." - Вейл передает еще одни слова писателя. И здесь он называет "Войну и мир", которая была написана человеком, видевшим войну.

Лектор говорит о проблеме понимания самих понятий "войны" и "мира". Для каждого это свое: от бытового мира до мира в ином измерении (мира в военном отношении). "Вы не пробуете слово "война" на роль слова "битва"... Вы не пробуете слово "военная стратегия" в роли слова "генералы"... Нет, Вы погружаетесь в жизнь индивидуальную..." - углубляется в вопрос Вейл.
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment