netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

  • Mood:

Irwin Weil: "The Poet In & Beyond Society" (lecture 34)

Тридцать четвертая лекция профессора Северо-Западного университета США Ирвина Вейла из цикла "Классика русской литературы" носит название "Поэт в и вне общества" (предыдущая начинает знакомить нас с творчеством Б.Л. Пастернака). 

Формат: я за рулем + аудиокнига на английском + дома краткий пересказ наиболее примечательного через пост в ЖЖ. Стиль пересказа flash: то, что было интересно и (или) внове услышать. Главная цель: отметить общую логику и редкие или вовсе не встречающиеся в нашей традиции преподавания моменты (судя по личному опыту, т.е. субъективно) зарубежного подхода в лице конкретного исследователя.

==================================================================================================

...Если Вы возьмете территорию США трижды, то все эти три Америки уместятся в границах Российской империи, в границах СССР времен Патернака. Да и история США в три раза короче истории России. Невообразимость масштабов России, ее мощи, разноликости природы и людей прекрасно чувствуется в романе "Доктор Живаго". Это роман автора, сознающего, в какой он живет стране...

Ирвин Вейл приступает к знакомству слушателей с главным героем произведения, врачом, уделяя много внимания первой сцене со снежной бурей, также являющеся свидетельством отраженного духа России. После подробного знакомства с главным героем осуществляется переход к рассказу о первой части романа вообще. Здесь Вейл надолго отвлекается на разговор о Толстом, чья фигура возникает, когда лектор говорит о бурном в плане многообразия идей времени в последние годы перед революцией и Первой мировой (речь идет о "толстовцах"). Далее - фигура дяди Юрия Живаго, приверженца традиционной ортодоксальной веры. Затем - революционеры. И Юрий Живаго хочет рваться то к одним, то к другим. Его интересует все, увлекает возможность перемен.

Ирвин Вейл рассказывает о Ларе, Комаровском и их отношениях, которые заходят в столь сложную стадию и запутанный этап, что Лара делает попытку застрелить Комаровского. "Мы начинаем наблюдать за революцией не глазами шолоховских казаков, а глазами интеллигенции, прекрасно понимающей все происходящее", - замечает рассказчик. Он уделяет внимание встрече Живаго с революционерами и его речи о крови, которая не может не коснуться и самих революционеров.

Переходя к отъезду в зиму из Москвы в Сибирь, Вейл обращает внимание слушателей на картины, что рисует перо Пастернака: снег, расстояния. Также он останавливается на лицах и фигурах, отъезжавших из Москвы. Обращает внимание на молодого человека, севшего не туда из-за бюрократической ошибки, на таких-то "фатальных", дальних направлениях, как путь в Сибирь! Американский профессор рассказывает о невозможности пережидать снег, о попытке Живаго полюбоваться природой и таланте Пастернака привнести поэтическое видение в прозу о природе.

...Мы отчетливо видим, что Пастернак куда больше мастер поэзии, нежели прозы...

Но и в Сибирь доходит влияние революционных перпипетий. Лесные братья. И целый год среди них становится для Живаго возможностью смотреть на мир глазами борцов за будущее социализма. "Живаго не на стороне одних или других - он на стороне гуманизма", - как заключает профессор.

Внимание к сцене объятия дерева с красными ягодами в мыслях, что это объятия с Ларой. Опасное положение Антипова, ставшего слишком независимым на взгляд некоторых. Живаго и Лара едут в провинцию, и случается "восхитительная сцена", когда они остаются наедине, и вся их теплота проявляется наяву посреди диких сибирских просторов. Расставание с Ларой. Много времени спустя после поыток зажить нормальной жизнью... Троллейбус. Кажется, он видит Лару. Стихи Живаго в конце. "Гул затих, я вышел на подмостки..." - цитирует по-русски лектор. "...Жизнь прожить - не поле перейти..."
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments