netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

"Naked Lunch": The Body in Culture (lect. 20)

Нижеследующий текст - опыт краткого пересказа наиболее любопытных мыслей, выхваченных мной из цикла лекций "Американская беллетристика ХХ века" Арнольда Л. Вайнштейна, преподавателя Университета Брауна США, Ph.D. Гарвадского университета. Курсив по тексту соответствует дословной цитате слов преподавателя. Простой текст - изложению некоторых ярких мыслей. [ Текст в квадратных скобках ] - мои собственные заметки. Так как большая часть произведний, о которых идет речь, мне собственно не знакома, то - обещая познакомиться с какими-то в будущем - на данном этапе полагаюсь на понимание тех, кто знает о сюжетах не понаслышке. Мой уровень знаний английского пока может предполагать некоторые ошибки в понимании тех или иных поворотов речи лектора.

Лекция двадцатая: "Голый завтрак": тело в культуре" (предыдущая лекция - вводная о творчестве Уильяма Берроуза

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

...В этой лекции не могу пройти мимо комической стороны творчества Берроуза, как тонизирующи иногда некоторые его обороты и определения, какой юмористический градус показывают...

Его юмор однажды охарактеризовали, как юмор солдат или заключенных, некий субкультурный юмор агрессивной среды. Что-то вроде сочности граффити. Этот юмор касается разных физических активностей тела, их проявлений, метко подчеркивает, даже уничижает порою, но все по-своему тонко, по-своему необходимо и обоснованно. "Дикий и с дыханием смерти юморок", - так однажды охарактеризовали некоторые черты пера Берроуза.

...Есть даже что-то маниакальное в этом юморе то тут, то там. То эта его женщина, ищущая повсюду на своем теле нужное ей место. То что-то еще, бегущее торопливо, с отдышкой, не успевающее уследить за собственными шагами...

В одном из эпизодов Берроуз несомненно преломляет свой опыт наркотической зависмости в текст следующим парадоксальным образом, чего немало в его творчестве. В эпизоде мы читаем о группе людей, среди которых кто-то носит очки. Да вроде бы и очки, и что с того... Но совсем безе перехода Берроуз пишет об очках как о линзах, через которые можно увидеть прозрачные камушки в глазах, в зрачках носящего их человека, продиагностировать его врачебно! Да что за Боже такой! Но мы же читаем о мире наркомана, переворачивающем и переотражающем многое и без того искаженное повсюду!

...А как передается ощущение альмазности хирургического таланта здесь, когда Берроуз уходит совсем далеко от образа человека в очках через эти очки, в его зрачки, в проблему надреза алмазным инструментом! Как он подчеркивает эту важность тысячной доли дюйма при таком вмешательстве в хрупкий алмаз зеркала души! Тысячная часть дюйма, говорит он, может при неверном прикосновении обрушить целый мир! Гору обрушить... И... И... И он обращает алмаз в пыль, каковой этот алмаз в общем-то и является, говоря строго научно!..

Гинзбург подчеркивал и такую черту в прозе Берроуза, как очень точную в своей сути ретрансляцию националистических идей. Как говорил сам автор: "Наши глаза всегда замечают все входы в ошибки и заблуждения. Просто иногда это выглядит глупо и не так серьезно..." Гинзбург говорит о свойстве прозы Берроуза ретрансливать недобрые идеи расисткого плана без какого либо промоушена.

Другая характерность - далекая от многих реалистических текстов иллюстративность "телесных описаний" писателя. В одном только абзаце Берроуз вмещает столько событий для тела, что едва духа хватает поверить. Герой, лежащий в больнице, переносит лечение одним средством вместо другого после обмена одного на другое по ошибке где-то и кем-то, а до того ему удалили аппендикс профессональные хирурги, орудуя консервным ножом, а до того... И эта цепь событий, как будто плоть "плывет", пластична, как будто она куда как не неприкосновенна, как будто она может не быть частью человека... Наркотический сон или совсем ненаркотическая явь?..

...Буквальное обострение реальности и вымысла в одной связке - таков изобразительный, почти сумасшедший, литерализм Берроуза...

Описание голого завтрака - просто не поддается пересказу. Эти цвета частей тела, их физика, описательные средства...

[ Масса откровенных и порнографических, насколько я понимаю, цитат. По всей видимости, остается только читать оригинал... ]

...Ритуалистические стилизации темы тела, мотивов эротики и более низменного. Это видение мира и силы людей, которыми вы никогда не станете, как которые вы никогда не поступите, видение мира нецитирующих никого людей. В отличие от нас, культурных клонов тех, кто не боится повесить очередную истину на паре веревок...

Инфантильно? Да, типика текста, по-моему, немало инфантильна в описаниях, подобных описанию голого завтрака. Фантазия, играющая в этих плоскостях, неоднократно узнается по почерку.

...С другой стороны, как нам дают понять, что и тело не так уж незаменимо! Как и в нем многое можно переставить местами, потерять, продать, обменять, погубить, взрастить...

...Тело способно контролировать - вот о чем эта книга...

Многие вещи, трансграничные в романе Берроуза, экзотично и ярковыраженно выданы как идеи бесконечности пунктов бегства от нужды. Международные масштабы наркотрафика, наркотики - не знающая малых социумов, замкнутых сообществ проблема. У героя Берроуза может быть 23 паспорта, но он не в состоянии достичь недостижимой для транскорпоративных альянсов границы. Нужда не заканчивается нигде. Нужда в свободе в том числе, когда мы говорим об этом мироустройстве.

...Тело - место со входами и выходами. Много трафика. Много жизни и возможности жизни. Но это тело Берроуза не просто пример тела по Берроузу - это структурная аналогия, эссеистическое представление всего как открытого тела. Бактерия в организме, джинсы на нем, взаимопроникновение мужчины и женщины, ребенок в теле матери. Тело сегодня, в современно устроенном мире не имеет стандартных входов и выходов, как и сам мир. Безгранично модифицируемые входы, объемы и конечные точки тела хирургами. Бесконечная нужда. Наркотики, следующие за ней. Частицы современной мозаики...

Никаких описательных прелестей. Ужасно все! Но подумайте, разве это не правда! Одна и та же история о дрожащем мире, зараженном мире, нуждающемся мире, трансформируемом большим, чем людьми, но созданном ими же. Беззащитный мир как и тело беззащитно от недугов. Дым от машин, сигарет и те неизбежно проникнут в вас... Больше и больше становится поле картины, нарисованной Берроузом... Безграничное пространство, в котором люди взбираются друг на друга, сваливаются в какие-то псевдомиры, не удерживаясь выше остальных...

...Берроуз нападает на идеологию как таковую. Мы не является защищенными. Мы можем быть бесполезными. Мы можем быть ресурсом, тело может быть ресурсом с массой переопределяемых частей самого себя. Он против самой идеологии так устроенного нами же самими мира!..
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments