netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

"Naked Lunch": Power & Exchange in the Viral World (lect. 21)

Нижеследующий текст - опыт краткого пересказа наиболее любопытных мыслей, выхваченных мной из цикла лекций "Американская беллетристика ХХ века" Арнольда Л. Вайнштейна, преподавателя Университета Брауна США, Ph.D. Гарвадского университета. Курсив по тексту соответствует дословной цитате слов преподавателя. Простой текст - изложению некоторых ярких мыслей. [ Текст в квадратных скобках ] - мои собственные заметки. Так как большая часть произведний, о которых идет речь, мне собственно не знакома, то - обещая познакомиться с какими-то в будущем - на данном этапе полагаюсь на понимание тех, кто знает о сюжетах не понаслышке. Мой уровень знаний английского пока может предполагать некоторые ошибки в понимании тех или иных поворотов речи лектора.

Лекция двадцать первая: "Голый завтрак": питание и обменные процессы в вирусном мире" (предыдущая лекция - о роли телесных изображений в творчестве Уильяма Берроуза

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

...В прозе Берроуза нередки моменты, когда очерчивается периодически обостряющийся его взгляд на некоторые проявления литературной, культурной, социальной жизни вообще. Я имею ввиду временами острое его ощущение, что это чем-то заражено, чем-то инородным, даже инопланетным как будто. Словно деятельность человека порой в нашем мире подчинена отнюдь не естественным целям и желаниям, а как будто бы является реакцией на вирус, реакцией на болезнь, следствием болезни. И все это проявляется от обыденности до самой литературы. Этот мотив мне и хотелось бы чуть подробнее рассмотреть в данной, завершающей лекции о творчестве Уильяма Берроуза...

Вы знаете, я бы даже сказал так. В одном эпизоде романа это так ясно выглядит. Я бы сказал, что Берроуз замечает страстное желание людей извлечь из им подобных Человека. У автора даже есть сумасшедший, эдакий злой доктор в его творчестве, который является экспертом в управлении сознанием, промывании мозгов, умеющий сделать из другого то, что только пожелает заказчик. Берроуз даже религиозную традицию описывает в этих терминах. Он отсылает нас в одном из абзацев к идеям Христа, где критически рассматривает его идеи и язык только как яркий и легко заражающий толпу инструмент, инструмент заражения. И то же самое, пусть и в другом изложении - про Будду, пророка Мохаммеда. Про всех утвердившихся в нашей традиции старых религиозных основателей. Про всех как про зависимых, ведомых, чья зараза перекинулась на остальных бладгодаря понятным и объяснимым инструментальным воздействиям на сознание.

...Можно посмотреть на так называемые благородные устремления как на обычный язык диалога, утвердившийся в традиции, как элемент вечного круговорота отношений в истории. Это тоже своего рода слова, которые можно было вскрыть в более ясные, более животные смыслы. А что касается 1950-х, то разве кокаин - главное звено промывания мозгов и заражения сознания? Наряду с ним не меньше относятся к людям как высасывающие их духовный и материальный ресурс, как инфицирующие, фильтрующие мировидение человека наши газетные лавки, а точнее - пресса, журналистика, медиа...

Что насчет слоганов, пропаганды современной медиа? Это тоже форма заражения, загрязнения окружающей среды, в которой обитает человек. И политические партии, паразитирующие в этом мире, выступают по Берроузу как эдакие двойные агенты биологического контроля. Берроуз задается вопросом даже не о том, зло они или нет, является ли злом наравне с ними пилюля от депрессии или не является. Берроуз обращается к вопросу, а вообще, считаемое нами истиной является ли таковой? Выпить тот же аспирин от головной боли - это приблизится к истине в восприятии мира, вернуть правильность или значит еще больше отступить от естественности? С каждой пилюлей или телепередачей мы становимся еще более другими. Еще более неестественными? Вот проблема...

Берроуз обеспокоен телепатическим контролем социума, осуществляемым политиками, так похоже на нейрофизиологическое внедрение электрических стимулов, сигналов в мозг человека, управляющих его сознанием, меняющих его, заставляющих исподтишка принимать нужные решения и поворачивать в требуемую сторону. Даже (!) в деле продолжения рода.

Нам даются последовательные иллюстрации, от которых рождаются мысли о том, как парадоксальны иногда все эти явления. Что-то дает нам сексуальное наслаждение, такое естественное, но неестественным путем, через пилюлю в старости. Что-то впрыскивают нам в кровь и мы снова более живы!

..."Благородные мои читатели, Вы все смотрите на своего бога через дырочку в одном месте!" - говорит довольно грубо Берроуз, акцентируя свою позицию о том, что несмотря на все наслоения культуры столь сильна как и в древности эротическая сторона восприятия мира. То, через что мы приходим в мир, остается нашим постоянным стимулятором, двигателем. Потому это, секс, околополовые мотивации, это все в первых строчках причинностей. И не может быть игнорировано в прозе...

В книге Берроуза есть пародийный момент на этот счет. Наиболее терпимый для нас, наверное. Можете смеяться, модете морщиться... Один человек в одном эпизоде научил свою задницу разговаривать. И никто это не любил, никому это не нравилось. И однажды эта самая задница в ответ на крик отчаяния: "Да заткнись же ты!", - отвечала: "Заткнусь я, но это будет означать в большей мере, что замолчишь ты сам!"

...А представьте мозг, если у Вас нет глаз. Нет органов чувств. Мозг в темноте, не может командовать. И он погибает без этого пути выхода к миру. Без этого контакта. Все это из той же последовательности Берроуза, который одним из пионеров отметил неизбежность нашего восприятия мира через неблагородное, некультурное, ненанесенное цивилизацией на уровне, когда цивилизация сама стала инфекцией...

...Идея страшная. Мы следуем, мы живем в границах режима, который самоцелостен и управляет личностями, которые не способны сами по себе управлять им. Управляющая нами автоматически подзаводящаяся среда...

Книга не только о том, что всякий, отвергающий экстази, может избежать этого с точностью, в которой уверенным быть не может. Книга в принципе о дуальности наших взглядов: о теле и мысли, о рисках обмена с миром информацией. Наш космос в книге такой великий, но, увы, такой двойственный и порою вовсе не заслуживает любви.

Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments