netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Category:
  • Mood:

Бонхёффер: "Письма и бумаги из тюрьмы" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 1 из 36. Бонхёффер: "Письма и бумаги из тюрьмы".

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Предмет этого курса - великие книги. Это книги, которые в течение времени доказали свою способность говорить с нами как с индивидуальностями и дают нам уроки для того, чтобы жить по-настоящему. И я сразу же хотел бы Вам предложить представить себя не в этой комфортной аудитории в стране процветания, а совершенно в ином времени, отдаленном от нас, сложном времени.

9 апреля 1945 года, когда поражение Германии во Второй мировой войне было неизбежным, когда страну окружили союзные войска, зло продолжало убивать. В этот день немецкое гестапо повесило лютеранского пастора Дитрих Бонхёффера как предателя своего народа и его лидера. Бонхёффер, который жил с 1906 по 1945 год, стал известен за его знание великих книг. Вы знаете из моих лекций, сколь я уважаю Плутарха, который дал множество живых портретов великих прошлого. Так вот в его книге Бонхеффёр однажды написал собственное имя, в самом начале, в середине и в конце. Плутарх и Библия - эти книги Бонхёффер взял с собой в день кончины.

Бонхёффер родился в зажиточной семье в Берлине. Он получил немецкое классическое образование, выбрал теологию как карьеру и стал пастором. Дитрих был заинтересован в экуменическом движении церкви и отправился в Нью-Йорк в 1939 году. И несмотря на то, что его друзья убеждали его остаться в Соединенных Штатах, он решил вернуться в Германию. Позже он заявил, что, как только он сел на корабль, его дух стал смиренным, потому что он знал, что он делает то, что ему суждено было сделать. Один из интересов нашего курса - найти то, что суждено нам, что достойно нас и чего достойны мы в своем жизненном предназначении, дабы не пройти свой путь впустую.

К 1942 году Бонхёффер был вовлечен в движение сопротивления. Он присоединился к тем, кто понял, что Гитлер представлял зло и должен быть уничтожен, он понял, что единственный способ остановить это зло для людей, - предпринять действия, которые другие могут считать изменой. Но ведь вера в добро выше то, что другие сочли бы своим долгом перед страной. Он написал немало писем, дезориентировавших гестапо. Он был убежден, что ложь во имя добра самая уместная в те времена.

Бонхёффер был арестован 5 апреля 1943 года. Его не пытали, не подвергали физическому насилию. Вместо этого он был в неведении о внешнем мире и жил в неизвестности своей судьбы. Он писал в то время как был заключенным. Его друзья, которые также были арестованы, сохранили его тюремные заметки, которые были опубликованы посмертно, как письма и бумаги из тюрьмы. Эта работа присоединяется к "Апологии" Сократа и "Критону" Платона как мощное заявление души из тюрьмы о том, как душа может продолжать говорить, несмотря на жестокие наказания.

В тюрьме Бонхёффер читал Плутарха, Библию и "Диалоги" Платона. Он понял, что эти произведения могли говорить разными голосами в разные периоды жизни, во времена торжества или времена испытаний. Находясь в тюрьме, Бонхёффер также оценил свое представление о Боге. Он развил богословие креста, как он это называл, а также развил богословие о мире без Бога, как он также выражался. Дитрих считал, что Бог был отвергнут миром и оттого покинул его. Он вспоминал Евангелие от Марка и слова Христа: "Бог мой, зачем ты покинул меня!" Крест по Бонхёфферу становился символом бессилия Бога перед миром. Эти прежставления позволили ему по-своему вступить в борьбу со злом, примерами воплощений которого он считал Гитлера и Сталина. Бонхёффер исследовал вопрос о том, почему зло процветает и является ли зло существующим физически. Он считал, что человек должен принять меры и в том, чтобы найти собственного Бог. Его христианство, таким образом, стало христианством без формул религии.

Бонхёффер видел большее зло в дураках, а даже не в злых людях. Христианская вера Бонхёффера, его использование великих книг, его мысли и созерцание позволили ему справиться с этим кризисом в своей собственной жизни. И парадокс или вовсе нет, но Бонхёффер читал те же книги, что и его мучители. Его судья Отто Торбек получил тот же самый тип классического образования, как Бонхёффер. Судья Торбек считал, что его обязанностью является проведение судебных решений, которые сам же считал несправедливыми. Бонхёффер же читал книги с моральным компасом абсолютного добра и зла в руках. Великие книги сами по себе никакого лечения не представляют, но, по его мнению, они предлагают значения и смыслы, которые могут быть использованы и во вред, и во благо.

В надежде, что мы можем получить некоторую мудрость, этот курс о книгах, которые вошли в историю: книгах, которые могут изменить вашу жизнь, - исследует идеи, которые вошли в историю и формы жизни, обсуждая некоторые из самых влиятельных трудов по истории. Эти книги в диапазоне времени от 3-го тысячелетия до н.э. до 20-го века варьируются от классических цивилизаций Китая, Индии, Греции и Рима, Европы эпохи Возрождения, современной Европы. Книги были выбраны из-за присущих им величию и потому, что они до сих пор говорят с нами.

Курс организован тематически вокруг вечных вопросов, которые несомненно переживут историю, которые каждый мыслящий человек должен рассмотреть. Каждый из нас может принять какую-то из сторон в этих вопросах, отвергнуть или проигнорировать, что само по себе также будет являться решением в части своего отношения к теме.

Первая тема - Бог, и вопрос: существует ли Бог? Эта тема включает в себя книги политеизма, такие, как Илиада, и книги монотеизма, в том числе библейские книги Исход, Евангелие от Марка, а также Коран.

Второй темой является судьба, и вопрос: происходит ли все случайно, или есть план? Марк Аврелий исследует эту тему, определенно высказываясь в пользу того, что человек и с этой темой сталкивается неизбежно на своем пути, делая некий выбор, обязательно делая его.

Третья тема добра и зла, распадающаяся на несколько вопросов. Являются ли добро и зло абсолютами, которые неизменны во все времена и везде и для всех людей? И хотя Бонхёффер верил в абсолютное добро, он также считал, что лгать необходимо время от времени. Всегда ли правильно говорить ложь? Гомер, например, хвалил Одиссея как человека, который знал, как сказать, много лжи и сказать хорошо. Это как политики в наши дни, чья "профессия" предполагает разнообразную игру слов и идей, из которых правдивых не так уж и много.

Четвертая тема исследует, как мы должны жить. А предоставляют ли великие книги нам способ узнать смысл нашей жизни? И знаете, совсем не в двадцать лет этот вопрос главный, а когда Вам становится шестьдесят. Наш долг и область ответственности - вопросы биографии каждого думающего индивида. Смысл жизни: мы задаем вопрос о том, жизнь имеет смысл, или же мы просто идем по жизни, не спрашивая? Правда: проживаем ли мы нашу жизнь с добром или строим жизнь из материи лжи? Юстиция, правительство и общество: какие типы справедливости, правительства, и общество желаемы (и желаемы ли)? Любовь, ревность, и ненависть: романтическая любовь чрезвычайно важна в нашей жизни. Мужество, честь, и амбиции: они проходят через такие произведения, как Илиада, Евангелие от Марка и историю Фауста. Красота и природа: эти понятия говорят, что находится внутри нас. Генри Дэвид Торо, например, пишет, что наши души должны общаться с красотой природы. История и прошлое: книги осуществляют нашу связь с великими идеями прошлого.

Этот курс основан на убеждении, что великие книги, великие идеи, и великие люди делают историю. Эта концепция противоречит марксистской мысли, что социальные и экономические факторы определяют грандиозное. Такие великие люди, как Сократ, Наполеон и Линкольн - выросли на идеях прошлого. По правде говоря, великие идеи и могут сподвигнуть людей стать великими в себе. Как минимум. 

Образование: уроки прошлого собрались вместе, чтобы воспитывать нас. Мудрость есть конечная цель любого большого учебника. Мы должны принять информацию и знания из этого курса и превратить его в мудрость, применяя то, что мы узнали из этих великих книг в нашей жизни.

Как мы определяем великую книгу? Великая книга имеет большую тему. В ней обсуждаются идеи непреходящего значения. Великая книга написана на языке, который возвышает душу и облагораживает ум. С великими книгами можно говорить через века, сердцами и умами людей, далеких во времени и пространстве от эпох и обстоятельств, при которых они были составлены. Таким образом, большая книга суммирует непреходящие ценности и идеи глубокой старости и передает их в наследство будущим поколениям. Великие книги образовывают в пользу свободы.
Tags: literature
Subscribe

  • Секундочку! Вы живы!

    Еду себе по вечерней пятничной Москве и не подозреваю, что это время - время волшебников, которые потому и волшебники, что совершают волшебное.…

  • Девочки - налево, остальным - задуматься

    Скачу я себе во весь опор в сторону туалетной комнаты в одном из московских "McDonalds" и перед самыми дверьми заветного пункта уединения…

  • У вас точно еще есть кондиционер?

    Намедни читаю книгу. За окнами дождик, выстукивающий нечастую дробь о балконные металлические козырьки. И внезапно что-то как грохнет! Замираю. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments