netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Category:

Марк Аврелий: "Медитации" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 3 из 36. Марк Аврелий: "Медитации" (в русской печати "Размышления").
(предыдущая лекция: Гомер: "Илиада")


== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Предшествующая наша лекция была посвящена книге великой по определению: "Илиаде" Гомера, написанной на благородной красивом поэтическом языке с центральной темой значения и смысла жизни. Эта книга и поныне способная передавать даже в переводе мысли античных деятелей, рассуждения греков о добре и зле, о боге, о судьбе. Книга, которой мы коснемся сейчас, "Медитации" Марка Аврелия, являет собой кульминацию греческого понимания всего этого.

"Медитации" почиталась многими деятелями XVIII века, среди которых представлен Томас Джефферсон, считавший, что из сочинений Марка Аврелия можно составить книгу этики, сопоставимую с Новым Заветом. Данная работа вдохновляла и предпринимателей, таких как Сесил Родс, а также Мэтью Арнольда - поэта XIX века, который провел большую часть своей жизни попытку реформы школ Англии. Эта работа может представлять собой источник размышлений даже для самых занятых современных управляющих директоров. "Медитации" - это зов долга, которые сам Марк Аврелий видел как призыв осуществить смысл своей жизни, дарованной ему для того богом.

Марк Аврелий родился в эпоху расцвета простиравшейся от немецкого севера до песков Сахары огромной Римской империи II века нашей эры, в котором греческий и латинский были общими языками, чеканилась единая римская монета, и Римское право защищало своих людей и их имущество. Отец Марка Аврелия умер молодым, и молодой Марк был взят под опекунство дядей - императором Антонием Пием ("пий" в пер. означает "прекрасный").

Марк Аврелий хотел стать философом. Термин "философия" в его понимании означал "любовь к мудрости", и то не было узкой академической специальностью, но поиском мудрости, который необходим, чтобы жить настоящей жизнью. Это то, что досталось нам в наследство от Сократа, прожившего свои годы в постоянных поисках мудрости бытия.

Марк Аврелий готовился стать императором после Антония Пия, правившего со 136 по 161 г. н.э. до своей смерти. И вместе с тем он неустанно стремился постичь ту самую мудрость бытия, упражняя не только ум, но и тело: воздержанием от еды и физическими упражнениями. Римская империя тех лет была государством свободы, идеологии свободы: у каждого есть свои неотъемлемые права, охранять которые было долгом императора. Став императором, Марк Аврелий принял все эти обязанности на себя, и его эпоха прошла в постоянных стычках на восточных (иранских) границах империи с набегавшими недругами. Все это приобретало характер охраны земель Рима, Римского закона на них. Свои "Медитации", называвшиеся изначально вообще-то "Мысли по себе", в этих военных кампаниях, пребывая вечерами в своей походной палатке.

Большая тема "Медитаций" - это смысл и значение жизни. Для того, чтобы прийти к оным, Марк Аврелий начал с рассуждений о боге и судьбе. Он считал, что бог существует и в каждом человеке представлен как часть человеческой души. Судьба всего - через бога - переопределяется в судьбу для каждого. Писаниях Марка Аврелия развивают тему бога, которую можно отыскать у Гомера: Зевс из "Илиады" преобразуется из капризного и развратного высшего существа в господа мудрости. Стоики, сыгравшие важную роль в этом идейном переходе, который и отражен Марком Аврелием, использовавшим их концепцию бога, учили, что бог есть Вселенная, что он является всем, он источник всего, в т.ч. и всего знания, что он совершенен. Эти монотеистические идеи проложили путь к современному христианству.

Марк Аврелий считал, что судьба предложена каждому из нас, и что все люди должны выработать своой собственный путь. При этом он считает, что не имеет никакого значения, веришь ли ты в бога, веришь ли ты в судьбу и роль добра и зла на жизненной дороге. По его мнению, эти убеждения, наличие мнения об атомическом порядке или хаосе ровным счетом не меняют ничего. Человек может верить, что порядок - основа существования Вселенной или, что Вселенная - это случайные столкновения атомов, все равно таковое убеждение не меняет того, как следует жить. И понимание верного пути основывается, по Марку Аврелию, на осознании человеком того, что тот сам в состоянии контролировать (свои мысли, свои действия на их базе).

Марк Аврелий позиционировал сознание человека как то, что никто не может изменить. Мысли человека - это его крепость, в которую человек в состоянии не допустить никакого злого влияния. Тренировать сознание, разум - то, что должен делать мудрый человек. Ум должен быть обучен. Медитация и созерцание, а не книги и их простое механическое чтение, приводят к пониманию верного.

Поскольку никто изначально не может контролировать ум другого человека, действия других людей не вредят личности. Здесь важно дургое: важно мнение самого человека о том, что из себя представляет это внешнее воздействие. Индивид, которому был нанесен ущерб, по определению сам верит в то, что сей ущерб имел место. Таким образом, бог контролирует внешние события, но Ваше сознание в Ваших руках. Вы не можете управлять мнением других людей о Вас самих. Вы можете поцеловать перед сном жену, но это не обяжет ее проснуться любящей Вас навеки. Вы можете узнать о том, что Вашей жены не стало, но истинный факт будет признан Вами только, если он будет принят Вашим сознанием. Как говорил Сократ: "Они могут убить меня, но не причинить мне вред".

Итак, бог управляет событиями. И по Марку Аврелию, он похож на капитана большого судна, который дал человеку место на берегу, но он же в должный час призывает того, и человек должен вернуться к богу.

Другая идея, которую можно найти в "Медитациях", состоит в том, что все происходящее - хорошо, ибо бог не позволит чему-то случиться, если бы это было не хорошо.

Каждый человек имеет обязанности, которые возложены на него богом. Марк верил, что мог бы стать не императором, а философом. Но бог обязал его на трон. Роль Марка была определена в исполнении императорского долга: охранять Римскую империю, оберегать права и закон. По его мнению, после смерти человек превращается в атомы и исчезает. Человек - просто человек, атом во Вселенной. Душа улетает, а слава не имеет значения. Важно более всего то, выполнил ли человек свою обязанность, назначенную ему богом, максимально используя свои способности.

Единственная реальная причина для изучения великих книг в том, что они представляют абсолютные значения, ценности. Эти ценности как Марк Аврелий, так и Сократ, называют в своих выводах:

1. Истина как абсолютная ценность. Некоторые вещи истинны безотносительнопространства и времени. Сопротивление злу - пример таковой истины.

2. Правосудие как лечение других, как хотелось бы быть исцеляемым самому. "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" - заповедь такого правосудия.

3. Мужество средства как средство стоять за справедливость.

4. Умеренность, или "ничто не должно осуществляться в избытке".

5. Мудрость как нечто, дающее человеку знать, что такое справедливость, чтобы распознать, когда требуется мужество, и делать то, что правильно, т.е. истинно.


Все эти ценности можно найти в литературе классической Индии и классического Китая, а также повторяемыми неоднократно вслед за Марком Аврелием в современной литературе. По мнению мудрого римского императора - философа, все эти ценности слагаются в один способ прожить жизнь, чтобы обрести свободу. Образование во всех смыслах, во всех отношениях в конечном счете способно привести к освобождению: от беспокойства об этом мире, от страха смерти. По словам Марка Аврелия, страха смерти означает незнание людьми мудрости в этой области. Смерть - это так же естественно, как жизнь.

Для Марка Аврелия все могло быть понято с точки зрения бога, судьбы и ценностей. Правосудие являлось сутью его роли императора. Власть, честь и амбиции суть есть ложные ложные идеи, которые приводят людей в заблуждение. Могущество в конце концов неважно. Желание иметь его - ложно, ведь после смерти власть исчезает сама собой.

Марк Аврелий мечтал об империи, в которой люди могли бы свободно жить, как они выбрали свой путь, контролируя свои амбиции. Он заявлял: "Я мечтаю о едином мире, в котором все живут зажиточно, могут заботиться о своих детях, и в котором нет войны".

В дополнение к тому он считал, что мир прекрасен и полон славы Божьей.

Философию "Медитаций" можно резюмировать следующим образом: "Вон из постели, получите свои обязанности и долг, оцените, что происходит вокруг вас. Вот смысл жизни". Это и есть цель образования, по его мнению: понять, как обнаружить свой долг и как его исполнить их в меру своих способностей.
Tags: literature
Subscribe

  • Секундочку! Вы живы!

    Еду себе по вечерней пятничной Москве и не подозреваю, что это время - время волшебников, которые потому и волшебники, что совершают волшебное.…

  • Девочки - налево, остальным - задуматься

    Скачу я себе во весь опор в сторону туалетной комнаты в одном из московских "McDonalds" и перед самыми дверьми заветного пункта уединения…

  • У вас точно еще есть кондиционер?

    Намедни читаю книгу. За окнами дождик, выстукивающий нечастую дробь о балконные металлические козырьки. И внезапно что-то как грохнет! Замираю. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments