netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Category:

"Евангелие от Марка" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 6 из 36. "Евангелие от Марка".
(предыдущая лекция:
"Книга Исхода")

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Предыдущая лекция, о "Книге Исхода", начала исследование фигуры пророка, которая сподвигает людей иметь дело с богом и всем, что с последним связано. Нашей центральной фигурой был Моисей - основатель иудаизма. Лекция, которая нам предстоит сегодня имеет центральным персонажем другого пророка - основателя христианства, известного как Иисус.

Я хотел бы, чтобы Вы вообразили себя во времена древней Иудеи, когда та была провинцией Римской империи, когда шел 36 год н.э., на озере Кинерет. Представьте себя одним из рыбаков, рыбачащих там. Представьте, что Вас зовут Петр. И вдруг среди Вас появляется некто, которого Вы совсем не знаете, и говорит: "Идите за Мною, и Я сделаю Вас ловцами человеков".

Наверное, до самых своих последних дней Петр (и Вы на его месте) не смог бы объяснить, почему собственно он принял решение следовать за Иисусом, по каким причинам продолжил вслед за ним распространять новое учение до самой своей смерти в Риме.

Все, что мы знаем об Иисусе, содержится в четырех Евангелиях. Три из них: от Матфея, Марка и Луки, - имеют много общего с первоисточниками церковной традиции, с изначальными сведениями, выражаясь иначе. Евангелие от Иоанна, четвертое, существенно отличается от трех других, даже в хронологии. Это великолепное в художественном плане вдохновенное послание по всем своим параметрам относится к более поздней и отстоящей от изначальной традиции. Матфей, Марк и Лука создали "синоптические Евангелия", как их окрестила ранняя церковная литература, т.е. как те, которые видят вещи сходным образом.

Евангелие от Матфея, судя по всему и в первую очередь, было написано для еврейской аудитории.

Евангелие от Луки выглядит как наиболее привязанное к реальной исторической сетке, с наиболее развитым духом свободного мышления, ориентированной на наиболее языческие слои населения.

Марк, как полагают, представил нам историю практически из первых рук, почти что из уст Иисуса, как ее преподавал Петр. Передаваемое Петром было записано Иоанном Марком, другом и учеником Петра. Как и другие Евангелия, рукопись Марка впервые была опубликована около 70 г. н.э., но, возможно, является самой первой из всех четырех Евангелий, что увидели свет.

Марк в отличие от Луки и от Матфея не начинает с рождения Иисуса или длинного вступления. Вместо этого он начинает с фигуры Иоанна Крестителя и переносит нас на озеро Кинерет. После призыва Петра и других рыбаков Иисусом мужчины отправились в город Капернаум. Иисус начал свою общественную миссию в здешней синагоге, которая была построена в стиле греческого храма. Этот стиль указывает на проникновение греческой культуры по всей Римской империи, даже и на Ближнем Востоке. И Вы доныне можете в этом убедиться, побывав там.

Иисус, как полагают, был ученым человеком. Он знал как иврит, так и, вероятно, греческий (на котором и писались первые Евангелия), латинский и арамейский (или сирийский - язык обычных людей). В то время распорядком службы в синаноге поначалу предполагалась молитва, после чего - чтение Ветхого Завета, в том числе законом, пророчеств, псалмов, а затем давалось слово одному человеку, чтобы сообщить нечто (проповедь). Традиционно, только фарисеи делали такое сообщение. Фарисеи специализировались на знании законов. Вроде наших современных профессоров права. Они эксплицировали еврейские законы, которые вытекали из десяти заповедей, но сделали их настолько сложными, что миряне не могли понять их. Слишком много деталей: что можно есть, что можно делать, что недопустимо говорить, что недопустимо думать и так далее, и до бесконечности... Иисус позже сказал, что десять заповедей были просты и могли быть сведены к "Люби Бога и люби ближнего твоего." Фарисеи считали, что их социальную идентичность определяло их знание закона. Они верили, что если бы каждый еврейский человек следовал букве еврейского закона хотя бы один день, царство божие было бы восстановлено, Рим был бы вынужден отступить, а Израиль обрел бы самостоятельность.

Иисуса, у которого не было никаких академических полномочий, проповедовал в храме. В отличие от фарисеев Иисус учил как имеющий авторитет, некую власть. Он не делал свое послание сложным, и его голос был мощным и завораживающим. С самого начала Иисус поставил себя на пути столкновения с фарисеями, наиболее влиятельными членами сообщества.

После своего послания Иисус отправился в дом Петра, где исцелил женщину прикосновением руки к голове больной. На следующее утро Иисуса ждала толпа, пришедшая услышать его.
 
Согласно Евангелию от Марка, прежде чем Иисус прибыл в Галилею, он провел время в пустыне, где пребывала еврейская монастырская община. Остатки и следы этой общины можно и поныне обнаружить археологическими методами. Согласно Иосифу Флавию отшельники отрезали себя от мира, жили в монашестве, практиковали крещение и проводили свои дни, ожидая пришествие царства божьего. Они считали, что это будет происходить через копирования слова бога. Именно из этого сообщества монахов происходят найденные свитки Мертвого моря. И Иисус, возможно, был частью этого сообщества. Он был крещен в реке Иордан Иоанном, там же Иисус услышал призыв бога: "Ты сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение."

Иисус должен был решить, оставаться ли в монашеской общине для подготовки к приходу царствия божьего или выйти и нести весть о скором царстве божьем. Решив уйти, он стал пророком, как были Моисей, Мухаммед и Сократ. Общественная миссия Иисуса началось в Галилее.

Иисус был называем учителем, раввином. Он учил, что его сообщение является простым и неоднозначным в то же время: "Царство божье. Это критический момент. Покайтесь и веруйте в благую весть Евангелия." Иисус путешествовал с учебной миссией, которая длилась не более чем год, распространяя эту простую доктрину, и творил чудеса.

Ученые XIX и XX веков проводили много времени, осмысляя и пытаясь объяснить чудеса Иисуса. Эти чудеса не могут быть удалены из текста или объяснены, как пытались схоласты средних веков. Последние пытались всевозможными образами переложить их на более очевидный иносказательный слог, но эти попытки ведут к ложному выходу. Все эти чудеса по тексту имеют основополагающее значение для сообщения, которое воспринималось аудиторией Иисуса, современной ему. Поскольку люди в XXI веке верят научному знанию, это не значит, что в эпоху Иисуса люди не верили в магию. Да, современные люди не могут признать, что такие чудеса были, но ведь век, в котором жил Иисус, верил в чудеса. Сегодня нас не восхитит внезапно включенный электрический свет под потолком, но ведь это, повторяю, мы, а не они... Кстати, и сами чудеса имели прогрессивный характер: от лечения женщины от лихорадки до воскрешения девушки из мертвых. Чудеса и во многом едва ли не одни они, описанные в магическом ключе в Евангелии, побудили людей иметь дело с вопросом о боге, о том, говорил ли тот через этого пророка, или же Иисус был лжепророком. В описательной части Евангелия от Марка, эти чудеса необходимы для утверждения о подлинности сообщения Иисуса.

Во времена Иисуса появились многие лжепророки, стремившиеся вытеснить римлян. То было время большого общественного недовольства. Народ Иудеи возмущался римским налогообложением и тем фактом, что римляне отправляли свои гарнизоны в Иерусалим на Пасху. Евреи испытывали чувство национальной деградации в руках римлян.

Иисус, неизвестный человек, у которого не было документов об образовании как у фарисеев, появился и оказался способен исцелять людей. Фарисеи начали следить за Иисусом - он воспринимался как опасный нарушитель, который утверждал, что сам - пророк. Иисус не пытался примириться с фарисеями и по сути восстановил их против себя. Ученики Иисуса не выполняли ритуальные омовения перед едой, установленные фарисеями. Ему было сказано в ответ, что нельзя есть снемытыми руками, на что Иисус заключил, что оскверняет человека не то, что происходит в нем, но то, что исходит из него: в частности, ложь и лицемерие. Он сказал фарисеям, что те были гнилыми внутри несмотря на свою опрятность с внешней стороны. Послание Иисуса легко было понять неправильно, что фарисеи и сделали. Они думали, что Иисус проповедовал социальную революцию, что богатство должно было быть отнято у состоятельных людей и отдано бедным. Когда Иисус заявил, что "критический момент настал", фарисеи интерпретировали это как момент, который никогда не придет опять, как сигнал для революционного удара. "Царство божье" можно было интерпретировать так, что римлян следовало свергнуть и восстановить Израильское царство. "Покайтесь" можно было бы интерпретировать так, что все должно быть изменено, и существующий порядок должен быть свергнут. "Верьте в Евангелие" может означать, что Иисус учил новому "евангелию" ("доброй вести") в противоположность "хорошим новостям" римской пропаганды о спасительной роли  римского императора. Евангелие Иисуса, иначе говоря, могло для противников Иисуса означать свержение Рима.

Как итог, Иисус был назван революционером и врагом империи. Хотя Иисус знал, что его позиция была опасна, он отправился в Иерусалим, центр иудаизма, во время Пасхи, самый священный период еврейского года, когда все евреи празднуют окончание их египетского рабства, когда все евреи, даже наиболее проримски настроенные среди них, надеялись, что Рим может быть изгнан и Израиль восстановлен в его величии. Иисус не затаился в этот опасный миг. 

Пусть римляне и демонстрировали свое уважение к еврейским чувствам, но тем не менее послали на Пасху гарнизон в Иерусалим во избежание восстания. Понтий Пилат, начальствовавший в Иудее, был серьезно озадачен императором Тиберием. Пилат был типичным бюрократом, образованным и одновременно человеком, который был подозрителен словно параноик, одержимым опасением государственной измены. Тиберий не позволял своим губернаторам терпеть предателей.

После прибытия в храм, Иисус изгнал оттуда менял (но это же социальная революция!). Иисус стал опасен, но арестовать его не могли - слишком опасен в силу своего лидерства в толпе, его сопровождавшей. Синедрион, совет из 71 еврейского старейшины, которые управляли в Иудее, решил проверить Иисуса и его последователей. Для проверки фарисеи спросили его, разделяет ли тот мнение о том, что люди должны платить налоги. Иисус попросил фарисея показать ему одну из своих монет. Монета фарисея изображала кесаря (Цезаря). Иисус сказал: "Отдавайте кесарю (Цезарю) то, что кесарю (Цезарю) принадлежит, равно как и богу то, что принадлежит богу".

Синедрион располагал абсолютным контролем над внутренними делами Иудеи. Иисус был арестован и предан суду Синедриона. Кайафа - первосвященник спросил Иисуса, был ли тот Мессией. Иисус отвечал: "Да, и вы увидите сына божия, который пришел, сидящим по правую руку от бога-отца". Синедрион хотел приговорить Иисуса к смерти, но только губернатору было разрешено подтвердить смертную казнь. Понтий Пилат видел, во что евреи превратили Иисуса из зависти к нему, ведь человек был признан виновным в разрез с установлениями римского права. Иисус должен был сказать, что он не был виновен в преступлениях, но этого не сделал. Да, богохульство. Однако, последнее не является преступлением по римскому праву. Синедрион начал утверждать, что Иисус называл себя царем иудейским, а это действительно было преступлением, потому что мог быть только один царь - Римский император Тиберий. Иисус не отрицал, что был царем евреев.

Синедрионом было принято решение, что если Иисуса не признают достаточно виновным, они передадут дело Цезарю даже против воли Пилата. Пилат еще хотел, чтобы Иисус пошел навстречу, и дал людям возможность выбрать, какой из заключенных будет помилован. Иисус дал людям наставление спасаться каждый сам, а не призвал к свержению Рима, и тем самым перестал быть интересен толпе. Толпа просила помиловать Варавву, и Иисуса приговорили к его казни, т.к. губернатор мог даровать помилование лишь одному из виновных.

Согласно Евангелию от Марка, ни один из учеников не присутствовал при распятии Иисуса. Римский офицер, отвечающий за распятие, заявил, что он никогда не видел, как умирали с подобным мужеством. Иисус был абсолютно одинок, он сетовал даже на бога: "На что ты меня оставил?". Офицер римской армии был первым человеком, заключившим: "Поистине, этот человек является сыном бога".

После казни Иисуса, появления Евангелия от Марка несколько экземпляров этого труда разошлись по свету. Три экземпляра. Один из них был доставлен римскому императору Тиберию, как говорят. Тиберия не интересовало это. Он считал себя властителем мира и не нужнался в откровениях иного рода. Однако какова же ирония судьбы! Нынче лишь те, кто глубоко и подробно изучают римскую историю, знают, кто собственно такой император Тиберий. Иисус Христос, о котором древние римляне даже не подозревали, вышел из коридоров времени изменившим жизнь гораздо большего числа людей.
Tags: literature
Subscribe

  • Секундочку! Вы живы!

    Еду себе по вечерней пятничной Москве и не подозреваю, что это время - время волшебников, которые потому и волшебники, что совершают волшебное.…

  • Девочки - налево, остальным - задуматься

    Скачу я себе во весь опор в сторону туалетной комнаты в одном из московских "McDonalds" и перед самыми дверьми заветного пункта уединения…

  • У вас точно еще есть кондиционер?

    Намедни читаю книгу. За окнами дождик, выстукивающий нечастую дробь о балконные металлические козырьки. И внезапно что-то как грохнет! Замираю. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments