netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Category:
  • Mood:
  • Music:

"Коран" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 7 из 36. "Коран".
(предыдущая лекция: "Евангелие от Марка")
== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

"Аллах акбар!"... "Бог велик!"... Доныне эти слова доходят до нас из пустынь Афганистана, тропиков Индонезии  и из очти каждого уголка Земли... Священная книга Коран занимает столь же центральное место для мусульман, что слова Иисуса - для христиан. Слова книги являются откровением бога человечеству. Мохаммед - пророк, избранный богом, чтобы сделать это откровение известным во всем мире. На первый взгляд, отличный от Исхода и Евангелия, Коран дает нам представление о сознании пророка, который вошел в историю и изменил жизни миллионов людей. Послание Корана бескомпромиссно и абсолютизирует монотеизм, ориентируя на идеал бога как истину, милость и власть, требует полного подчинения и этичного поведения, а также вознаграждает верных и наказывает тех, кто отвергает откровения.

В этой лекции рассматриваются два вопроса: кем был Мохаммед, пророком ли единого бога, а также, что такое Коран - это откровение от бога, которое изменило историю?

Мохаммед родился в Аравии в 570 году в уважаемой семье. Первые 40 лет он жил тихой малозаметной в исторических масштабах жизнью. Он остался сиротой, воспитывался дядей, женился на богатой вдове и принимал участие в караванной торговле. Мохаммед узнавал о христианстве и иудаизме, сидя у костров в отдаленных уголках Аравии. В возрасте 40 лет, он сам вышел вперед, чтобы провозгласить, что бог выбрал его в качестве убежденного посланника того, что существует только один бог, который потребовал от всех этической праведности. Это бог индивидуального спасения, который требует, чтобы каждый человек принял решение следовать за истиной божьей или же за ложными посулами сатаны. Те, кто предпочел следовать правде божьей, оказались бы в раю, ну а те, кто следовал лживым обещаниям сатаны, будут гореть в вечном огне.

Распространение ислама стало не просто духовным событием, но историческим, политическим и военным свершением, которое изменило историю мира. Аравия 570-го года н.э. была зажата между двумя великими державами того времени. Одна из них, Персия, следовала заветам монотеистической религии с богом, звавшимся Ахура Мазда - богом истины, пребывающем в постоянной войне против лжи. Данная религия накладывала на верующих необходимые этические обязательства и являлась религией индивидуального спасения. Ее главным пророком являлся Заратустра. Сторонники данного учения считали, что лица, которые следовали истине, верили в Ахура Мазду и жили праведной жизнью, никогда бы не умерли навсегда, но смогли бы заслужить вечную жизнь в раю. Те, кто выбирал ложь, однако, попадали бы в огненные ямы. Другая мощная империя, Римская, была империей христиан, которые верили в одного бога, представлявшегося в трех лицах: отца, сына и святого духа. Эта религия этической правды требовала, чтобы верующие принимали бога через Иисуса Христа. Все религии обещали спасение и рай для тех, кто верил и жил праведной жизнью, и вечное проклятье тем, кто отказывался верить. Рим и Персия находились в стадии упадка и сосредоточились в те годы на войне друг против друга.

Аравию никогда не занимали римляне, но она тем не менее находилась в пределах сферы римского влияния, была разделена между рядом племен, некоторые из которых проживали у оазисов, некоторые странствовали по пустыне. В VI веке нашей эры этот регион был местом перемен и потрясений. Экономика Аравии росла быстрыми темпами. Политические, социальные и религиозные идеи проникали сюда из таких далеких мест, как Китай и Великобритания, через караванные торговые сношения.

Аравийская культура была довольно самобытна. В сокровищницу аравийской литературы включены стихи, написанные на прекрасном арабском языке. Некоторые стихи прославили доблесть на войне, а некоторые были любовной поэзией. Аравия также создавала литературу пророчествующую, состоявшую из пророческих комментарией, которые были короткими, содержательными, и неоднозначными. Религия Аравии была основана на анимистических идеях [вера в одушевленность природных сил]. В Мекке, как считалось, находился великий черный камень, упавший с неба и воплощавший силу богов. Люди верили в демонов, которые могли бы завладеть ими. В Мекке сосуществовали различные формы христианства и иудаизма, причем христиане сами разделены были на противостоящие друг другу группы и течения.

Мохаммед узнал от пророков иудаизма об Иисусе и сформировал свое мнение на этот счет. Иисус, по его словам, был пророком, казненным несправедливо, ибо Иисус имел божественное в себе, он никогда в действительности не умирал, а был взят на небо как сделавший свое дело на земле посланник бога. Мохаммед уважал христианство в его чистом виде, с Христом - посланником от бога всему миру. Мохаммед питал уважение к иудаизму за его утверждение о единстве бога. Но при этом Мохаммед считал, что обе религии - христианство и иудаизм - были введены в заблуждение. Он верил, что бог был гораздо проще, чем позволяли текущие практики иудаизма и христианства.

В возрасте 40 лет Мохаммед пережил свою первое откровение от бога. Он утверждал, что архангел Гавриил явился ему и сказал, что именно он становился посланником от господа, что через него бог провозглашает свое единство и выражает свою потребность в проповедовании праведности. Мохаммед объяснил Гавриилу, что он всего лишь неграмотный участник каравана, и спросил, с какой стати кто-то будет его слушать. Гавриил ответил, что бог избрал Мохаммеда, и в этом причина и основание всего в его дальнейшей жизни. Так началось откровение Корана.

Роль Корана вовсе не схожа с ролью Нового Завета, хотя Коран напоминает откровение Иисуса, утверждая, что в нем передано откровение бога, что его слова являются абсолютно священными. После трех лет молчания бог заговорил снова с Мохаммедом и делал это в дальнейшем на протяжении многих лет. Простое сообщение, которое получил Мохаммед, и которое он должен был огласить, заключалось в следующем: бог есть единственный бог, и Мухаммед - пророк его. Бог велик, мощен, всесострадателен, всезнающ и всевидящ. Он создал Вселенную, требует праведного поведения от всех и призывает всех принять это сообщение.

Мохаммед впервые показал свое послание членам семьи, включая свою жену, которые поверили ему и тому, что бог говорит с ним. Для меня это наиболее важно во всей истории. Ведь она началась с того, что пророку поверили те люди, которые знали его лучше других. Мохаммед обращался с речами к большим группам людей в Мекке, встречал сопротивление, т.к. угрожал корыстным интересам многих религиозных (и не только) деятелей. Значительные богатства в Мекку притекали от тех, кто совершал паломничество к черному камню. Учение Мохаммеда угрожало устоявшимся представлениям, в том числе племенным верованиям, которые утверждали как важнейшее лояльность человека племени. Мохаммед же говорил о первейшей и важнейшей лояльности: быть с богом. Люди также поставили под сомнение то, что новый бог дал Мохаммеду право объявить. Мохаммед понял, что возложенная на него миссия трудна, и в 622 году бежал из Мекки в Медину, которая приняла его в качестве арбитра в своей внутренней борьбе.

Мохаммед решил, что бог потребовал, чтобы он распространял свою веру, даже если он выступает против военной мощи и сам - с военной мощью. Пророк начал сплачивать жителей Медины, собирать армию, мотивировать убеждение, что бог избрал их для распространения своего слова. К 630 году Мохаммед завоевал Мекку частично путем переговоров, частично не без военной мощи, и его пророческое послание и политическая власть начали распространяться на большей части Аравии. К моменту своей смерти в 632 году основатель новой религии создал политическую структуру и военную силу, которые несли знамя ислама и поклонение одному богу. Для его поколения это было нечто принципиально новое и выдающееся, основанное на религиозной идее. Новое учение распространялось через Испанию во Францию, Египет, Сирию, Иерусалим и Малую Азию, а также Персию. Исламские завоевания были осуществлены не только силой - многие приняли ислам не от страха, а потому что считали, что послание Мохаммеда являлось правдой. Мохаммед стал военным и политическим лидером, успешным пророком своих дней.

Основное послание Мохаммеда и Корана состоят в простом утвержденим, как мы уже отметитли: "Нет бога, кроме Аллаха, и Мохаммед - пророк его". Язык в Коране, как полагают, настолько чист, что он не может быть переведен. Арабский язык в нем считается слово божьим. Все, что человек должен знать, содержится в Коране. Коран делится на главы, но его организация труднодоступна для западного ума. Порядок нехронологичен. Мохаммед получил откровения, продиктовал их, и те были оставлены в сердце услышавших. Когда записи были организованы, размещены они были в обратном хронологическом порядке.

Коран содержит ответы на каждый вопрос из уже поднятых в этом курсе:

1. Существует только один Бог. Мохаммед считал, что христиане пытались изменить простое послание Иисуса, чтобы создать трех богов. Для Мохаммеда христиане были многобожниками.
2. Мир разделен на добро и зло. Мохаммед учил, что абсолютное добро и абсолютное зло существуют, и что абсолютное добро находится в состоянии войны с абсолютным злом.
3. Обязанность тех, кто подчиняется богу, заключается в распространении сообщения Мохаммеда, даже мечом, если необходимо.
4. Если неверный принимает сообщение с миром или оставляет истинно верующих в покое, то их можно терпеть, однако, если неверные берут в руки оружие против истинно верующих, верующие должны вести войну.
5. Те, кто умирает в бою за веру Мохаммеда, попадут в рай. Бороться за веру и, если необходимо, отдать за нее жизнь - одно из самых высоких призваний.


Ислам утверждает, что бог предопределил все от начала времен. Это в значительной степени вера в судьбу, предначертание. Ничего не происходит, что не исходило бы от бога. Бог не перегружает никакую душу, ибо он дает истинное мужество верующему иметь дело со всем, что он посылает. Смысл жизни можно найти в полном подчинении воле божьей. "Ислам "означает "полное подчинение".

В обязанности каждого мусульманина входит распространение веры и жизнь хорошим человеком. В Коране Мохаммед перечисляет пять праведных действий, которые каждый мусульманин должен совершить:

1. Следует верить в утверждение "Я считаю, что нет бога, кроме Аллаха, и Мохаммед - пророк его".
2. Следующий шаг в том, чтобы подавать милостыню. Мохаммед хвалит тех, кто помогает бедным. Мохаммед говорит, что бог дал нам родных, хранит нас, а наш долг в свою очередь заботиться об окружающих, а в особенности о тех, кому выпало быть без того, что есть у нас.
3. Мусульманин должен молиться пять раз в день. Утром, в полдень, в середине дня, когда солнце начинает садиться, и в темноте ночи.
4. Мусульманин должен поститься во время Рамадана, священного месяца, когда бог впервые объявил о своем выборе в качестве пророка Мохаммеда. Мусульмане постятся от рассвета до заката, чтобы показать подчинение богу.
5. Мусульмане должны совершить паломничество в Мекку, если это возможно. Черный камень является доказательством того, что бог существовал с начала времен. Это нисколечко не компрометирует Мохаммеда (вспомним, с чего все началось в Мекке) - он просто переопределяет происхождение этого черного камня.


Мохаммед считал, что Авраам, Ной, Исайя и Иисус были мусульманами, т.к. все они подчинились воле Бога и проповедовали существование одного бога. Ислам также отвечает на вопрос, что такое природа. Природа есть дело рук бога: бог создал все сущее. Моисей принес сообщение о том, что человек не должен делать идолов, ибо бог всемогущ и всеведущ и не может быть ограничен образом, созданным человеческими руками. Коран отрицает возможность изображать бога, даже символически, именно по этой причине и постулирует, что священен только сам Коран, в котором нуждается человечество как в образе и откровении божьем.

Каждый из пророков, о которых мы говорили в этом курсе, говорил с прицелом в будущее вперед и убежден был в том, что произносил правду. Иисус, Мохаммед, Моисей и Сократ поначалу не хотели себе роли пророков. И всем четверым было простое сообщение. В результате:

- Мохаммед заявил, что нет божества, кроме единого бога;
- Иисус сказал: "Время: покайтесь; уверуйте в царство божие";
- Сократ сказал, что люди должны верить совести, верить в абсолютную истину бессмертие души;
- Моисей считал, что бог сказал ему: "Я господь, бог твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства, и да не будет у вас других богов пред лицем моим".


Все четыре пророка требовали праведного поведения. Сократ провел всю свою жизнь, пытаясь заставить людей понять, что является хорошим. Мохаммед требовал, чтобы люди вели праведную жизнь. Моисей принес десять заповедей. Весть об Иисусе свелась к двум: любви к Богу и любви к ближнему.

Все четверо из этих пророков были признаны опасными в свое время, потому что нарушали устойчивость привычного порядка. На самом деле, двое из них, Иисус и Сократ, были казнены из-за их бескомпромиссной позиции за истину. Согласно Макиавелли, двое других, Моисей и Мохаммед, напротив, победили в миру, потому что каждый из них имел армию за плечами. Как говорил европеец: "Если Вы хотите отстоять свою религию, Вам определенно необходима армия за плечами".

Сообщение каждого из пророков изменило мир, будучи институциональным. Послание Мохаммеда стало религией ислама. Иисус обратил религию иудеев в понятную для язычников веру. Платон преобразовал сообщение Сократа следовать истине в своей философии. Все четыре пророка дали мощный сигнал: будьте честны сами с собой и ищите того же для души.
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments