netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:
  • Mood:
  • Music:

"Гильгамеш" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 8 из 36. "Гильгамеш".
(предыдущая лекция:
"Коран")

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Согласно Корану, "все, что происходит с нами, суждено богом." Вопрос о судьбе лежит в основе самого раннего из литературных произведений, дошедших до нас, - шумерского эпоса о Гильгамеше, сочиненного в 3-м тысячелетии до нашей эры там, где сейчас находится Ирак. Как и герои "Илиады", Гильгамеш сталкивается с неизбежной судьбой всех людей - смертью. Он отправляется на поиски вечной жизни и узнает, что должен умереть. Причем важно то, как он живет, чего он добивается в своей жизни и каковой делает свою репутацию. История о Гильгамеше - образующий элемент для ранней литературы Ближнего и Среднего Востока, отозвавшийся как эхо в истории Ветхого Завета о потопе и, спустя столетия, сформировавший образ Александра Великого. Из всех литературных традиций, которые идут со времен ранних цивилизаций Египта и Ближнего Востока, эпос о Гильгамеше наиболее непосредственно говорит с нами сегодня.

В предыдущей лекции мы изучили Коран и увидели фигуру Мохаммеда как великого пророка, чье откровение, данное богом, действительно изменило историю мира. Центральной темой Корана является бог: кто он есть, что он требует от нас. Коран написан благородным языком. Мусульмане верят, что арабский язык Корана представляет собой совершенную форму языка. Существует лишь один авторизованный перевод Корана, созданный еще во времена Оттоманской империи. Коран является универсальным: он изучается и читается во всем исламском мире. Он обращается ко множеству народов и культур. В то же время западное сообщество обеспокоено тем, что Коран содержит всю социальную и правовую основу для мусульманского общества, ведь современный Запад отделяет мир божественного и священного от мира светского. Большинство же великих книг тем не менее иллюстрируют убеждение, что божественное происходит из мира людей. В частности, великие цивилизации прошлого, в том числе Индии, Китая, Греции, Рима, Месопотамии и Египти, считали, что нет никакой дихотомии между священным и мирским. В этих культурах не могло быть никакого разделения между церковью и государством.

"Гильгамеш" - это эпическая поэма, также отражающая убеждение в том, что не существует разделения между священное и светское. "Гильгамеш" помимо того касается другого из вечных вопросов - это, конечно, вопрос о судьбе, вопрос, который задавался задумывавшимися людьми с первых дней цивилизации.

Пророк Мохаммед утверждал, что все, что выпадает на долю людей, суждено Богом. Это послание также находится в работах Марка Аврелия.

Зачатки цивилизации появились в Египте и Месопотамии. Около 3000 г. до н.э. обе эти области дали миру опыт удивительного всплеска творчества анонимных авторов. Эти ранние цивилизации имели специфические системы письма, сложную структуру правительств и монументальную архитектуру. И Вавилонская башня, и пирамиды еще раз доказывают существование там убеждения об отсутствии разделения между священным и мирским.

Месопотамия - земли двух рек, что ныне мы называем Ираком. Цивилизация там расцвела в виде независимых городов, в числе которых были Урук и Ур. Комплекса государственной структуры управления эволюционировал там в целях регулирования орошения земли водой двух рек. Орошение делало население Месопотамии (как и в долине Нила) независимым от капризов погоды. Крупные города становились благодаря этому в состоянии прокормить себя. И весь этот рост и освоение технологий в 3-м тысячелетии до н.э. произошли под абсолютным контролем правительства.

Среди населения долины Нила бытовало мнение, что фараон - это бог на земле. Население строило пирамиды, чтобы засвидетельствовать вечность фараона. Месопотамские города-государства, располагавшиеся вдоль рек Тигр и Евфрат, были также средоточием абсолютной власти правителей. Цари правили, ибо сам бог избирал их и сажал на трон. Даже имена правителей были отражением такого статуса.

Именно здесь и именно тогда, в Месопотамии 3-го тысячелетия до н.э. возник эпос о Гильгамеше, который является первой известной нам эпической поэмой. Его центральной темой является судьба, а сам текст задает следующие вопросы:

- что такое наша судьба?
- почему мы умираем?
- почему мы не можем жить вечно?
- куда мы уходим после смерти?
- зачем мы живем?

В Египте, как мы знаем, на происходящее после смерти смотрели как на продолжение земной обыденности в некотором роде. В пользу этого говорят следы захоронений, показывающие, что умерших погребали вместе с их домашним скарбом, который тем должен был пригодиться в дургом мире. Месопотамская цивилизация оставила память о своих взглядах на судьбу первой из мировых цивилизаций в письменном виде письменным языком. Эта цивилизация появилась на свет с культуры шумеров, язык которых не был связан с семитскими языками (арабским, вавилонским и др., ставшими доминирующими позднее). На заре шумерской культуры люди произвели на свет письменно зафиксированные рассказы, истории о персонаже по имени Гильгамеш - "человеке радости и человеке горя", как его характеризовали.

Гильгамеш был реальной исторической фигурой, который жил около 2600 г. до н.э. и был царем Урука (в Библии его можно распознать в городе Эрик как царя Нимрода - первого из "властных мужей", правившего Вавилоном и Эриком). Этому властному правителю приписывали строительство стены, которая окружала город Урук. Те стены были символом его способности организовать труд населения и символом постоянных войн между городами Месопотамии.

Около 2100 г. до н.э. появилась большая поэма о Гильгамеше. Почти с самого начала данный эпос был записан, он не являлся часть устной композиции. Стихи было написаны на языке Вавилонии - аккадском, относившемся к семитским языкам. Под конец же второго тысячелетия до н.э. появилась завершенная, сложная версия эпоса о Гильгамеше.

Имя, связанное с этими стихами, - Син Ики Унинни, который являлся первым известным нам великим поэтом. Его оформленная письменно версия поэмы была многократно скопирована, ее фрагменты были найдены даже на глиняных табличках Ашшурбанипала, царя Ассирии. Ассирийцы пришли к власти в Месопотамии второго тысячелетия и господствовали на Средиземном море, некоторое время доминируя и в Египте. Рассказы о Гильгамеше привлекли в свое время интерес образованной аудитории. Но это было не все. Устные изложения эпоса широко распространялись от костра к костру, от каравана к каравану.

Эпос о Гильгамеше, реальной исторической фигуре, стал полем для знаменитой легенды о том, как Гильгамеш заглянул в бездну, иначе говоря, как он понял, что существует правило: каждый человек должен умереть, никто не может избежать этой судьбы. Это история о поисках Гильгамешем вечной жизни. Он жаждал стать исключением из правил.

История начинается в городе Уруке, где Гильгамеш является правителем. Он щеголяет своей властью, могуществен и энергичен, демонстрирует свои достижения. В самом начале поэмы он говорит: "Я построил город". В том городе есть, как мы читаем, квадратная миля городского послеления, квадратная миля садов, квадратные мили других элементов этого строительства. Миру Гильгамеша - политеистический. Богов немало (есть и демоны), они доступны сродни богам Гомера. Боги Гильшамеша (например, Иштар) вмешивались непосредственно в жизнь людей через оракулов и сны. Сны являлись монологами богов, говорящих людям, что те должны были сделать. Боги решали, кто будет править, создавать своды законов и поддерживать отсутствие разделения между миром божественным и миром людей.

Гильгамеш имел на две трети божественное происхождение: его мать была богиней, а отец был как и Гильгамеш частью божественного происхождения. Гильгамеш в поэме злоупотребляет своей властью. Он вводит правило первой ночи, он лишает людей многих прав и свобод, он угнетает их. Люди считают, что поведение Гильгамеша выходит из-под контроля, и они обращаются к божествам за помощью. В ответ на просьбы людей боги создают Энкиду, дикого и нецивилизованного человека, который ничего не знает о цивилизации и живет в мире природы. Энкиду столь же могуществен, как и Гильгамеш, столь же силен. Энкиду живет на земле, среди трав, пьет ту же воду, что и газели, и не знает ничего о городской жизни, оторвавшейся от природной и делающей людей такими слабыми и коррумпированными, испорченными. Люди Урука желают пригласить того в свой город. Что-то вроде попытки пригласить живущего на природе Монтаны в Вашингтон.

Энкиду пытаются завлечь с помощью церковной проститутки. Следует сказать, что проституция храмовая - важная особенность цивилизации Месопотамии - совсем не такова, как нынешняя привычная всем проституция. Каждая из проституток занималась вовсе не бесчестным делом, но уважаемым, благородным видом деятельности, услуг. Главная цель, преследовавшаяся теми женщинами, игравшими роль хранящих в себе след богини любви Иштар, - заработать приданое, достаточное для выхода замуж. Проститутки в той цивилизации были представительницами интеллигенции.

Энкиду со временем приходит в цивилизацию и тогда его убеждают, что нужно что-то сделать с Гильгамешем, снова отнимающим женщину у мужа ради первой ночи. Почему Энкиду так разгневался? То была его жена, та проститутка, что он полюбил. Энкиду гневается и идет на бой с Гильгамешем. Их бой был великой пробой сил. Никто не утступал другому, и оба признали друг в друге настоящих мужчин. Энкиду и Гильгамеш становятся друзьями и начинают серию приключений, чтобы сделать себе имя, которое люди запомнят навеки.

Чтобы увековечить свои имена Энкиду и Гильгамеш вместе решают победить и убить жестокого монстра Хумбабу с человеческим лицом и телом чудовища. Они пошли далеко за границу солнечного заката. Они победили того в сумасшедшем бое. Хумбаба упал и замолил пощады. И Энкиду сжалился на ним, решив помиловать Хумбабу. И доныне сохраняется память об этой битве в образах плывущих по водам Тигра и Ефрата ветвей деревьев, роняемых последними из века в век и несомых течением.

К Гильгамешу приходит богиня Иштар и предлагает стать его спутницей. Но тот отвергает любовь богини, говоря, что всякий ее сапутник вконце концов умирал. "Посмотри на пастуха, любившего тебя... на стражника, угощавшего тебя фруктами... смерть... Я не хочу иметь с тобой ничего!" - говорил Иштар Гильшамеш. Оскорбленная Иштар выпрашивает у своего бога-отца наказание для Гильгамеша, и на того наслают ужасного быка. Энкиду и Гильгамеш побеждают свирепого быка, но у кадой победы есть своя цена, и Энкиду снится сон (а сны в Месопотамии ассоциировались с реальностью, а не игрой разума), что тому предстоит умереть. Он не хочет смерти. Но как ни сильно его желание жить, он умирает. Гильгамеш становится обезумевшим после этого, он подавлен осознанием того, что и он должен будет умереть в определенный момент.

Гильгамеше хочет узнать, как он может победить смерть. Он обнаруживает, что есть один бессмертный человек, Ут-Напиштим, у которого и решает спросить о секрете бессмертия. Чтобы найти Ут-Напиштим, Гильгамеш проходит через темные горы, мимо монстра скорпиона и, наконец, пересекает море смерти. Ут-Напиштим объясняет Гильгамешу, что когда-то давно от жил в городе Нипуре, и что боги однажды решили уничтожить человеческую расу и поручили ему построить ковчег, поместив туда по паре всякой твари. Эти живые существа и семья самого Ут-Напиштим стали единственными существами, которые выжили в потопе. Трижды отправлял птиц из ковчега Ут-Напиштим. Две из них возвратились. А в треттий раз птица не вернулсь. И тогда завершилось долгое заточение в ковчеге. Боги после того даровали Ут-Напиштим вечную жизнь как награду за страдания.

Ут-Напиштим рассказывает Гильгамешу, что тот не может быть бессмертным, но Гильгамеш настойчив, просит дать ему шанс. Ут-Напиштим сообщает, что Гильгамеш может стать бессмертным, если будет в состоянии избежать сна. Гильгамешу не удается - он засыпает. После того как он просыпается, Ут-Напиштим говорит ему, что он может жить вечно, если сможет добыть растение бессмертия со дна моря. Гильгамеш находит растение, но змея съедает находку. Гильгамеш наконец понимает, что смерть неизбежна.

Осознавший смертность человеческую Гильгамеш возвращается в Урук и ходит у стен города, говоря: "Я построил сей город, сии стены. Одну квадратную милю домов, одну квадратную милю садов, половину квадратной мили отвел богам... но что я сделал, что будет сочтено хорошим?" Он проживает свою жизнь, зная, что однажды умрет, и что все дело остается лишь в его репутации и достижениях, которые тот оставит после себя.
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments