netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:

"Книга Иова" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 10 из 36. "Книга Иова".
(предыдущая лекция:
"Беовульф")

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Божественное играет лишь небольшую роль в "Гильгамеше" и "Беовульфе". Герои этих произведений должны выработать свою собственную позицию в мире, в котором люди живут в одиночку. Но другая великая традиция центральную роль в вопросе о судьбе выделяет вопросу о природе бога. Если бог добр, то почему существует зло? Почему плохое случается с хорошими людьми? "Книга Иова" является наиболее сильной попыткой ответить на этот вопрос. Автор ее использовал широту ближневосточного фольклора и его мотивов, превратил книгу в драматическую и трогательную историю человеческих страданий. В руках этого неизвестного литературного гения рассказанная история стала средством для глубоких рассуждений о конечной тайне бога, слабостях любого человека, попытки понять божественное.


На примере "Беовульфа" мы видели исследование судьбы. В мире Беовульфа и в эпосе о Гильгамеше поэты спрашивают, почему люди должны умереть, и есть ли способ избежать смерти. Приняв неизбежность того, что все люди должны умереть, поэты исследовали вопрос, как люди должны жить. Героический образ жизни Беовульфа оставляет после себя в качестве проявления одного из ответов репутацию.

Библейская "Книга Иова" также ставит вопрос о судьбе, а еще задает вопросы о добре и зле. Эта книга - одна из самых красивых работ и одновременно глубоких исследований о том, почему плохие вещи случаются с хорошими людьми. В произведении рассматриваются вопросы абсолютного добра и зла. Кроме того, автор спрашивает, заслуживаем ли мы той жизни, которой живем, а также почему зло по-прежнему случается с нами.

"Книга Иова" классифицируется как представляющая так называемую "литературу мудрости". Таковая литература имеет свои корни в древности Ближнего Востока. "Литература мудрости" включает в себя такие произведения, как Екклесиаст и Притчи, а также египетские сочинения, которые дают "практическую мудрость". Книга Иова выходит за рамки всего, что нам известно в данном аспекте в границах древней ближневосточной литературы за исключением разве что "Гильгамеша" в его исследовании о добре и зле.

"Книга Иова" - это история праведника. Человек этот - богач, имеющий 10 детей (7 сыновей и 3 дочери). Он пользуется уважением в своей общине, у него есть много верблюдов, всего, что только говорит о богатстве. Он делает добрые дела и избегает зла всю свою жизнь. С небес на все это смотрит бог. Бог в "Книге Иова" вызывает недоумение и почти не древнееврейский, если разобраться. Этот самый бог на небе встречается с сыновьями. Среди его сыновей - сатана, воплощение зла, которое не часто появляется в Ветхом Завете, но здесь его можно найти, как умного манипулятора. Иногда прослеживается связь появления сатаны в книге с учением Заратустры, возможно повлиявшим на набор персонажей. Но не будем углубляться - сатана в книге.

Бог имеет свое представление о том, что хорошо человеку. Однако сатана управляет богом, чтобы проверить человека на его верность создателю, наслав на смертного страшные беды. Во-первых, уничтожаются его стада, убиваются его дети. И несмотря на это Иов благословляет бога и произносит: "Бог дал - бог взял", "Я пришел в мир из праха и уйду из него прахом". Бог затем наказывает человека во имя дальнейшей проверки его ужасными болями в теле. Даже жена Иова говорит последнему, что он проклят богом и ему остается разве что умереть. Даже жена обращается против него.

К Иову прибывает четверо друзей, чтобы утешить его. Эти четверо друзей не евреи, что придает истории атмосферу культурной универсальности. Элемент злорадства, осуществляемый через беды других, можно увидеть в этих попытках успокоить его. Эти друзья сами чувствуют себя хорошо, видя, как несчастный Иов. Друзья доказывают Иову, что раб должен что-то сделать, чтобы заслужить такие проблемы, потому что бог не будет наказывать праведного человека. Они утверждают, что рабы должны быть виновны и должны принять то, что они получают от бога. Иов оплакивает свою судьбу, и мы можем читать великолепные стихи об этом. С этого же начинается преобразование. Иов говорит с богом напрямую и просит бога объяснить, почему он страдает. Иов знает, что он не виновен и требует объяснений.

Наконец, бог является Иову из вихря. Бог не дает объяснений рабу или оправданий своих действий. Вместо этого бог провозглашает свою власть как единственное объяснение необходимости происходящего. Бог спрашивает: "Где вы были, когда я создал основы мира?" Он говорит Иову, что это не для него вопрос, не для бога, потому что бог всемогущ. Раб склоняет голову перед богом. Бог в свою очередь сохраняет раба. Он осуждает друзей Иова и говорит Иову, что он даст ему больше, чем у того когда-либо было, в награду за принятые страдания бог простит и его друзей. Иов после этого прожил долгую жизнь и имел еще больше детей и еще большее богатство.

Замечательная история Иова ставит вопрос о зле в наше время. Иов показал готовность выступить с речью от имени совести и требует, чтобы бог ответил ему. Современные же люди не хотят считать зло абсолютной возможностью. Из ХХ века была удалена тема сатаны как темы для серьезного обсуждения. Гитлер и Сталин, которые были воплощением абсолютного зла, что они? Гитлеру удалось убедить народ Германии в праведности своего дела, давайте вспомним...

"Книга Иова" повторяет вопрос, почему концентрационные лагеря Гитлера и трудовые лагеря Сталина, существовали. Их жертвы ведь не совершали преступлений. Добрые люди во всем мире должны были осудить это зло, но тем не менее в Германии и Советском Союзе считали, что их правительства не принимает мер, которые были бы неоправданными. В ХХ веке весь народ Германии был организован с целью исполнения убийства. Люди, вовлеченные в это, считали, что они выполняли свой долг. Зло - это не просто абстракция, это то, что живет в каждом человеке. Оно выродидилось в зло Гитлера и зло оправдания и попустительства к нему.

"Книга Иова" представляет отдельное произведение о людях, оказавшихся под ударом не по их вине. Дитрих Бонхеффер нашел книгу Иова как мощное заявление о том. Весь массив, весь вес системы спускается на человека - единственное сопротивление злу, исходящее от человека, - совесть. "Книга Иова" говорит об этой идее совести. Ветхий Завет представляет собой в данном аспекте отчет о развитии и эволюции идеи, что каждый человек имеет совесть.

Переменчивые понятия о совести появляются в древнем Египте еще в эпоху пирамид, около 2500 до н.э. Египтяне верили, что после смерти человек предстает перед богами подземного мира, чтобы ответить на конкретные вопросы. Эти ответы были поставлены на одной чаше весов, на другой стороне было перо, символ Истины. Только тот, кто говорит правду заслуживает вечной жизни. Наказание же существует для лжецов и для тех, кто вел себя дурно. Так зародилась идея совести и идея о том, что последствия действий человека могут распространяться через вечность.

В еврейской Библии, во времена Давида и Соломона, век процветания и величия, возникло много пророков. Пророк - это человек, который говорит правду. Пророки Исаия и Иеремия, например, говорили, что любое процветание не имеет смысла без справедливости для всех. Они призвали народ Израиля забыть о своих поисках политического могущества и процветания и заглянуть в свое сердце. Пророки говорили, что не может быть разделения между частной и общественной нравственностью. Частная жизнь правителя будет иметь сильные последствия для общественной жизни страны. Так, частная нескромность Давида в отношениях с чужой повлекла за собой восстания Авессалома. И тема разделения между государственной и частной моралью все еще с нами. Как и понятие зла, это понятие часто становится маргинальным.

"Книга Иова" дает нам ряд уроков:

А. Зло есть реальность. Перед лицом зла, будь то перед самим собой или кем-то еще, мы не должны оправдывать зло, а требовать от себя отчета за все.

Б. Набора универсальных ценностей не существует. Утешители Иова приходят из разных мест, чтобы показать, что эти ценности пользуются спросом во всем мире. Действительно, эти ценности являются критериями абсолютного добра, потому что, если абсолютное зло существует, абсолютное добро также должно существовать. Эти ценности включают в себя следующее:

- справедливость (Иов считает, что это - золотое правило);
- мужество (это желание встать и сказать, что справедливо и верно);
- умеренность (несмотря на все страдания, Иов остается умеренным, не заменяет жестокостью требование к справедливости);
- мудрость (знание и признание того, что справедливость, мужество и умеренность существуют и возможны).

В. Эти знания не обязательно сделают счастливым мир, но они помогают сделать мир, в котором мы находимся, лучше и достойнее.

Как читать Библию?

Перевод всегда ставил кого-то между читателем и автором. Версия Библии Короля Джеймса представляет собой наиболее красноречивый перевод великолепного языка и поэзии Иова и Псалмов. Версия Библии Короля Джеймса является одним из двух великих достижений, которые были написаны комитетами (второе - Конституция США). Король Джеймс хотел, чтобы перевод был свободным от доктринальных заявлений, насколько это возможно. Комитет, созданный для перевода, знал греческий и иврит и работал в эпоху Шекспира, в эпоху, когда английский язык достиг совершенства в гибкости и красноречии. Современное увлечение улучшениями привели к новым и современным, но уступающим классическому переводов. Эти переводы уступают по точности, а также красоте. По сути, версия Библии Короля Джеймса написана на языке, который облагораживает душу.

Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments