netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:

"Орестея" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 11 из 36. "Орестея".
(предыдущая лекция: "Книга Иова")


== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

Вопрос о судьбе стоял в центре наиболее характерных и устойчивых культурных заявлений первой в истории демократии, Афин V века до н.э. Греческая трагедия была разработана именно в Афинах, чтобы поощрять общественный резонанс по самых глубоким нравственным вопросам. Трагедия обращалась к общему представлению с предупреждением о том, что все политические действия имеют моральные последствия. Трагедия говорит нам, что нет разделения между частной и общественной моралью. Трагедия возникает через грех власти. Этот грех является возмутительным высокомерием, злоупотреблением властью над невинными. Грех власти наказывается богами. "Орестея" Эсхила считается наряду с "Эдипом" Софокла одной из величайших таких трагедий. "Орестея" является трилогией, состоящей из трех пьес: "Агамемнон", "Вознесение" и "Эвмениды". История убийства, месть, долг и божественное вмешательство вызывают в резкой форме дилеммы о свободной воли. Далекие от безвольных исполнителей под властью безжалостной судьбы персонажи в "Орестее" обладают свободной волей. Они учатся делать выбор, они принимают меры, что могут привести к катастрофам, как для себя и для других. Цель Эсхила в "Орестее" - дать нам мудрость делать правильный выбор и предпринимать правильные действия.


В предыдущей лекции обсуждалась "Книга Иова", созданная около 500 г. до н.э. и сохранившаяся в таком виде до наших дней. "Книга Иова" рассматривала несколько тем: исследовала вопрос о судьбе, о добре и зле; спрашивала, является ли то, что случается с людьми, абсолютно хорошим или абсолютно плохим, ставила вопрос о существовании связи между общественной моралью и личной моралью. Это очень актуально сегодня, когда личная жизнь, поступки, ценности и приоритеты политиков, популярных личностей выносятся на общественное обсуждения и являются то в роли образцов, то в роли иных объектов для масс.

Для греков, так же как и для евреев, общественная и личная мораль, а также вопросы добра и зла, вопрос судьбы лежат в основе некоторых из самых выдающихся литературных произведений, когда-либо созданных.

Эсхил жил с 525 до н.э. по 456 г. до н.э., примерно в то же время, что была составлена "Книга Иова". Его "Орестея" была написана в 458 до н.э. "Орестея" является одним из самых сильных заявлений о том, что такое хорошо, и что есть зло, и является великолепным примером афинской драмы. Он также является характерным культурным заявлением афинской демократии, о чем мы уже сказали в первые минуты нашей лекции.

Афинское общество - первая в истории демократия. Она стояла на идеалах наибольшего блага для наибольшего числа граждан.Афинская демократия признавала свободу рыночной экономики и защищала права отдельных граждан, что похоже на ценности американской демократии. Афиняне разработали форум для общественного обсуждения основополагающих ценностей, задавали вопросы о том, существует ли набор правил и ценностей, которыми должны руководствоваться люди. Центральное место в вопросе о фундаментальных ценностях состоял в том, есть ли у человека свободная воля, чтобы изменить все, что предрешено, чтобы переломить власть обстоятельств. Для Эсхила этот вопрос был в центре вопроса о добрк и зле и о том, как человек должен жить. Мохаммед по этому вопросу высказывался, что все, что постигает людей, суждено всевышним. Эсхил же считал, что этот вопрос не так прост. Если свободная воля не существует, то становится трудно взять на себя ответственность за свои действия, по его мнению.

В Афинах великие драматурги сочиняли свои произведения, соревнуясь друг с другом. Для афинян участие в драматических фестивалях было гражданским долгом. Эсхил, как афинский гражданин, гордился своей ролью воина, который сражался при Марафоне. Он был также поэтом замечательной чувствительности. "Орестея", или "пьесы об Оресте", были высшими заявлениями искусства Эсхила. Они представляют собой единственный пример из классического мира, представляющий собой набор из трех спектаклей, игравшихся в одно время, одновременно.

Три пьесы "Орестея": "Агамемнон", "Вознесение" и "Эвмениды". "Агамемнон" открывает действие в конце Троянской войны, в самом начале которой Агамемнон, верховный главнокомандующий греческих сил предложил собственную дочь Ифигению в жертву богам, чтобы его флот мог отплыть в Трою. Атрей - царь Микен и Аргоса, отец Агамемнона, в отместку за обольщение брата жены убил всех, кроме одного из сыновей своего брата и обманул своего брата, дав тому в пищу плоть жертв. Ответ Атрея на совращение жены не был сдержанным, и это было грехом. После 10 лет сражений победоносный Агамемнон возвращается домой с любовницей Кассандрой - пророчицей. Оставшийся в живых сын стал любовником Клитемнестры. Он и Клитемнестры господствуют над Микенами и Аргосом, и Клитемнестра встречает своего ничего не подозревающего мужа, как любящая жена. В отмщение за убийство своей дочери, Клитемнестра и ее любовник убивают Агамемнона и Кассандру. Клитемнестра говорит, что отомстить за смерть своей дочери - это не убийство, это исполнение долга. Пьеса заканчивается заявлением Клитемнестры и ее любовника о том, что они будут править в Аргосе и Микенах. В "Вознесении" герои - Электра и Орест, дочь и сын Клитемнестры и Агамемнона. Электра выросла во дворце, зная, что ее мать и любовник ее матери живут свободно и безнаказанно за убийство Агамемнона. Электра молится за помощь у могилы ее отца. Орест, который был отправлен в ссылку, возвращается. Бог Аполлон через своего оракула в Дельфах приказал Оресту отомстить за смерть отца, убив свою мать. Орест идет странником во дворец и говорит своей матери, что Орест умер. Орест убивает свою мать и ее любовника. Убийство Агамемнона отомщено, но Ореста преследуют Фурии. Эти фурии - древние божества, в задачи которого входит наказывать тех, кто пролил кровь своих родственников. Орест совершил грех возмутительного высокомерия, думая, что был мудр, когда это вовсе не так. В конце "Вознесения" Аргос и Микены снова в смятении, Электра становится одинокой, а Орест сходит с ума и бродит по Греции. Эта работа называется "Вознесением", потому что Клитемнестра и ее любовник являются на похороны и видят там призрак Агамемнона. Третья работа в трилогии - "Эвмениды", или "Благословенные". В начале пьесы Орест спит в храме бога Аполлона в Дельфах. Фурии лежат вне границ храма. Орест просыпается и спрашиваета Аполлон о конце своих страданий. Аполлон говорит, что Орест должен идти в Афины и предстать перед судом афинских присяжных. Если жюри очистит его, Фурии оставят того в покое. Аполлон будет в роли его адвоката. На суде, Орест говорит, что он казнил свою мать, потому что Аполлон велел ему сделать это. Фурии говорят прокурорам, что убийство его матери вне зависимости от этого было неправильным поступком. Мы видим, что каждый герой оказался пойман в паутину долга. Агамемнон был обязан предложить Ифигению в жертву, Клитемнестра была связана обязательством отомстить за смерть своей дочери, Орест был связан долгом отомстить за смерть своего отца, и Фурии тоже были обязаны отомстить. Аполлон как адвокат Ореста говорит, что Орест не на самом деле убил родителей, потому что только отец - один из его родителей. И отец несет полную ответственность за ребенка, мать же просто обеспечивает дом его до рождения. Афины провозглашают, что они всегда будут на стороне мужчин в отношении женщин, и что Орест не виноват в пролитой крови. Проблемы Ореста закончились, и он освобожден.

"Орестея" исследует ряд вопросов:

A. Может государственная и частная мораль быть разделенными? Является ли убийство Агамемнона действием частных лиц или общественным актом? Часть политикм Агамемнона - отплытие в Трою являлась публичным действием, но для этого он пожертвовал своей дочерью, частным лицом. Эсхил показывает, что государственные и частные нравственность и мораль не могут быть разделены. Что делает лидер в частном, является частью того же персонажа в общественных местах.

B. Убийство всегда оправдано? Да, говорит, Эсхил, в конце концов, война есть убийство в больших масштабах.

C. Существует ли абсолютное добро и абсолютное зло? В "Орестее" различия между добром и злом размыты. Обстоятельствами, сделавшими это таковым, являются убийства Ифигении, Агамемнона, Клитемнестры.

D. Любой ли мог совершить эти убийства? Для Эсхила глубокий вопрос состоял именно в том, судьба ли этих людей быть обреченными выполнять совершенные в итоге действия. Он считает, что герои приняли решение как преднамеренный выбор.

Греческая трагедия специфична в том, что люди сами ставят себя в эти ситуации. Боги могут сделать неправильные действия, но люди, видя это, вольны отказаться от приказов даже божеств. Цикл о любви и мести в "Орестее" учит нас тому, что каждое поколение приобретает мудрость через страдание и жертвы, бесконечно, неизбежно, необходимо.


Tags: literature
Subscribe

  • "Король Ричард"

    Рекомендую этот спортивный байопик. Причем не за собственно историю о спорте и спортивных достижениях, не за большой перевес в сторону плюсов в том,…

  • "Петровы в гриппе" как кривое зеркало пандемии

    На время столичного локдауна отправился навестить родную Рязань, где буду работать в удаленном режиме, а перед самым отъездом посмотрел фильм…

  • "Дюна" с третьей попытки

    Мои сложные взаимоотношения с ветрами "Дюны" в ее литературном воплощении пера Фрэнка Герберта сегодня переступили примечательный порог.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments