netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:

"Вакханки" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 12 из 36. "Вакханки".
(предыдущая лекция: "Орестея")

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

С точки зрения великих афинских трагиков V века произвол вырастает из моральной слепоты. Эта моральная слепота, на их взгляд, состояла в отрицании мудрости. Именно моральная слепота привела мужчин и женщин к совершению актов произвола, которые в свою очередь приводили тех к гибели. Только ценой огромных страданий люди обретали мудрость. В трагедиях афинян часто именно те, кто наиболее уверен в своей мудрости, и были теми, которые страдали от трагического падения. Пентеус в "Вакханках" Еврипида иллюстрирует как раз таких, кто считают себя мудрыми, но на самом деле являются смертельно невежественными. Отказ Пентеуса признать власть нового бога Диониса разрушает и его самого, и тех, кого он любит. Еврипид использует эту трагическую историю, чтобы представить во всей глубине заявлявшееся греками-классиками понятие божественной силы, произвола, добра и зла. Сравнение названных тем в "Книге Иова", "Орестее" и "Вакханках" дает богатое представление, контрастный взаимодополняющий характер гения и наследие двух самых творческих и влиятельных традиций в европейской цивилизации: еврейской и греческой.


В предыдущей лекции обсуждалась "Орестея" Эсхила. Она представляет собой сохранившийся пример греческой трилогии, в которой три пьесы были представлены вместе в рамках одной однодневной инсценироваки в V веке до н.э. Она исследует вопрос о судьбе в том смысле, обречены ли мы выполнять наши действия в жизни, или у нас есть свобода воли. Урок "Орестеи" в конечном итоге заключается в том, что люди делают выбор сами и несут ответственность за последствия своих деяний сами.

Аналогичная тема включена в состав одной из самых сильных афинских трагедий "Вакханки" Еврипида. Как и "Орестея", "Вакханки" спрашивают, можно ли говорить об абсолютных величинах, абсолютном добре, абсолютной истине, или же такие понятия, как добро и истина, зависят от обстоятельств и восприятия. Также произведение занимается вопросами о существовании бога и природы божества.

Еврипид является характерным примером интеллектуального расцвета афинской демократии в V веке до н.э. Эта демократия была первым правительством, которое было основано на идеалах наибольшего блага для наибольшего числа граждан. Граждане Афин имели свободу жить так, как они выбрали. Они пользовались толерантным отношением к образу жизни окружающих, а права личности были защищены законом. Афинские драма и трагедия были культурным заявлением афинской демократии. Это был общественный форум, в котором каждый афинский гражданин принимал участие и в котором обсуждались вопросы с глубокими моральными последствиями. Афиняне считали, что все политические решения носят моральный аспект.

Гражданство в Афинах зависело от возможности служить в афинской армии. В силу того, что только мужчины могли служить в армии, только мужчины могли быть и гражданами Афин.

Каждую весну афиняне провел драматический фестиваль под названием "Март" (в переводе "весна года") в честь бога Диониса. Этот фестиваль проводился в великолепном театре. Типичная постановка разыгрывалась 3 актерами и хором. Хор представлял традиционный, здравый смысл, а обычной темой этих пьес была умеренность.

Афинская демократия развязала руки культурному творчеству, которое являлось беспрецедентным, пожалуй, до самых последних времен, когда мир начал меняться под воздействием технологий. Свобода афинян вызывала сомнение во всех ценностях, проверяла все на прочность. И первая книга по истории была написана в V веке в Афинах, и начала научной медицины имели место тогда и там.

В те годы существовал целый класс афинских граждан, образованных афинян, называвшихся софистами. Софисты не просто учили новых граждан в качестве элитных преподавателей тому, что требовалось молодежи для вступления в афинский мир полезными обществу гражданами, но учили также искусству красноречия и убеждения, искусству критически мыслить, вопросам ценностей. Софисты считали, что именно обстоятельства определяют наше восприятие событий и наши представления о божественном мире. Так, например, они могли рассказать на эту тему притчу о персидском правителе, призвавшем к себе мудрецов из Индии и Греции и спросившем тех, сколько нужно заплатить, чтобы те были готовы даже предков своих убить и съесть. Индусы не удивились вопросу и сказали в противоположность грекам, что это вовсе не невозможно, что это можно при определенных обстоятельствах воспринять даже как объединение с прародителями. Все зависит от угла зрения, утверждали софисты этим и другими примерами.

В своих пьесах Еврипид ставил под сомнение традиционные представления о добре и зле, нормальном и ненормальном, избытке и умеренности. В "Вакханках", своей последней пьесе, он спросил, что делает бог, как мы так уверены, что он есть.

Еврипид написал "Вакханки" в 406 до н.э. в Пелле, в Македонии. Пьеса была поставлена в Афинах его сыном, и она стала последней из великих афинских трагедий, последним произведением золотого века афинской трагедии, который длился со времени битвы при Марафоне до разгрома Афин Спартой, тот же период, что и золотой век греческой демократии.

"Вакханки" имеют местом действия город Фивы. Диониса, который появляется в пьесе в виде красивого незнакомца, - смертный человек, он обращается к аудитории и объясняет свое происхождение: он является сыном Зевса и смертной женщины Семелы, дочери Кадма. Гера - жена Зевса, возмущенная неверностью бога, желала ребенку быть уничтоженным. Зевс же спас жизнь сыну и спрятал его от Геры в бедро. Дионис объясняет, что вернулся из своего путешествия в Индию и Персию, дабы поклониться Греции в своем родном городе Фивы. Женщины в этом городе уже имели свою религию - религию радости, сторонники которой пьют вино, пируют и участвуют в беспорядочном сексе. Дионис хочет испытать свой родной город и мудрость его правителя - Пентеуса. Дионис спрашивает, хочет ли Пентеус признать его за бога, что он есть бог.

Пентеус - это молодой царь Фив. Его дед Кадма отказался от власти, но до сих пор жив. Имя "пентеус" означает "муж скорбей". Мистицизм и религия Диониса тем временем распространились по городу. Даже старики, в том числе и Кадма Тересиас, слепой прорицатель, присоединились к этому культу. Пентеус воспринял эту дикую новую религию как угрозу общественному порядку. Он отказался признать существование бога Диониса и изгнал незнакомца, который на самом деле и был Дионисом в маске, как манипулирующего другими шарлатана, который вводил женщин в заблуждение, чтобы соблазнить их. Незнакомец предупреждает Пентеуса, смертного, об опасности допроса о том, что такое боги, и что боги хотят. Пентеус пытается посадить незнакомого человека. Незнакомец тогда предполагат, что Пентеус должен увидеть его обряды, чтобы узнать о Дионисе. Он полагает, что Пентеусу будет виднее с верхушки сосны. Следующая сцена происходит во дворце. Посланник говорит Кадму о том, что женщины-вакханки, совершая обряды Диониса, подумали, что Пентус - это горный лев и потрясли дерево, на котором он сидел. Затем они сорвали Пентеуса и растерхали того. Кадма находит останки Пентеуса, дабы можно было организовать похороны. Следующим появляется Дионис во всем его величии и говорит, что никто никогда не должен сомневаться, что он бог. Фиванцы, потому что были неприязненны по отношению к Дионису, будут наказаны. Кадм будет скитаться по миру в боли, чтобы никто не сомневался, что Дионис бог. Заключительные слова хора: "Пусть ни один смертный не думает, что он настолько мудр, что может различать, что есть бог, ибо божественное проявляется во многих формах, и мудрым является тот, который позволяет его глаза видеть истину".

Пентеус буквально показал значение слов "муж скорбей", который во всем своем произволе полагал, что знает, что есть божественное, принес в итоге разрушение и смерть для себя и Фив. "Вакханки" воплощают в себе глубокий смысл греческой трагедии. "Вакханки" были политическим произведением. Греческая трагедия позволила афинянам обсудить фундаментальные вопросы. Размещение в этих драмах далекого прошлого и мифологического учило, что поднятые вопросы являются универсальными и вечными, что каждое поколение должно иметь дело с ними.

Еврипид всегда писал заметно политические пьесы. "Троянки", например, часто рассматриваются как пьеса о пацифизме, на деле являются историей о патриотизме, утверждающем, что Афины должны осущестить превентивный удар по Сицилии.

В конце жизни Еврипида Афины были на грани абсолютного поражения. Еврипид просит зрителей "Вакханок" решать вопросы более глубокие, чем политика. Основной вопрос в этой пьесе состоит в том, что же такое бог, и есть ли достаточно мудрости у смертного, чтобы определить, является ли существо божественным. И все это было сделано как часть религиозного праздника в честь Диониса.

Как упоминалось ранее, Дионис был сыном Зевса от смертной женщины. Дионис бог вина. Виноградные лозы сильно обрезают зимой. А весной они возвращаются к жизни. Это вечное возвращение является ежегодным чудом. Кроме того, виноград дробят и извлекают из него "кровь", чтобы сделать вино. Вино - живительная жидкость, а употребление вина как напитка укрепляет концепцию умеренности. Немного вина - это хорошо, но слишком много - причина безумия, каковое продемонстрировали вакханки, который разорвали Пентеуса на куски.

Один из самых священных и древних ритуалов Афин - ежегодный фестиваль в Элевсине. Во время этого фестиваля, афиняне приносили жертвы и возносили молитвы к богине Деметре и ее дочери Персефоне, символизировавшем увядание сельскохозяйственных культур в зимний период и их возвращение к цвету в весенний период. Поклонение Деметре и Персефоне были частью культа Диониса. Если человек принял участие в священной трапезе в честь Диониса и Деметры, провозгласил свою веру в свои силы и прошел священное крещение, отмывшись от своей старой жизни, афиняне считали, что он никогда не умрет, но будет иметь жизнь вечную.

"Вакханки" - это история бога, родившегося от смертной матери. Бог, который страдал, умер и вернулся к жизни, может дать человеку вечную жизнь и мудрость, чтобы понять божественную силу. И конечная цель греческой пьесы, такой, как "Вакханки" или "Орестея", - это дать людям мудрость жить своей жизнью.

Эсхила учил, что человек может обрести мудрость только через страдание. Афинская драма часто дает отдельные возможности узнать о страдании другого. "Вакханки" также позволяют зрителям выучить несколько уроков через это опосредовано через боль Пентеуса. И как результат напрашиваются выводы, включенные как идейная основа в произведение Еврипида:

- люди недостаточно мудры, чтобы знать все о божественном, котрое проявляется во многих формах;
- человеку не суждено совершать ошибки, ошибки делаются из-за собственной моральной слепоты человека;
- как и в каждой греческой драме звучит конечное послание "Пой, печаль, пой - хорошего не выйдет в конце".

Tags: literature
Subscribe

  • Секундочку! Вы живы!

    Еду себе по вечерней пятничной Москве и не подозреваю, что это время - время волшебников, которые потому и волшебники, что совершают волшебное.…

  • Девочки - налево, остальным - задуматься

    Скачу я себе во весь опор в сторону туалетной комнаты в одном из московских "McDonalds" и перед самыми дверьми заветного пункта уединения…

  • У вас точно еще есть кондиционер?

    Намедни читаю книгу. За окнами дождик, выстукивающий нечастую дробь о балконные металлические козырьки. И внезапно что-то как грохнет! Замираю. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments