netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:

"Данте - "Божественная комедия" (лекция J. Rufus Fears)

Представляю Вашему вниманию мой конспект - перевод с английского оригинальных лекций профессора классики Университета Оклахомы Дж. Руфуса Фирса, прочитанных им в рамках курса "Книги, которые вошли в историю. Книги, которые способны изменить Вашу жизнь" (Books That Have Made History. Books That Can Change Your Life) в 2005 году для Teaching Training Company.

Лекция 14 из 36. "Данте - "Божественная комедия".
(предыдущая лекция: "Федон")

== == == == == == == == == == == == == == == == == == == == == ==

"Божественная комедия" Данте является наиболее убедительным и мастерским провозглашением бессмертия души и веры в то, что наши действия имеют вечные последствия. "Божественная комедия" является высшим резюме мысли средневековой Европы. Она занимает сопоставимое с "Энеидой" Вергилия место в ряду самых влиятельных эпических поэм. И это не все: в этой великой поэме Данте очертил форму итальянского языка в том виде, как на нем говорят до сих пор. В трех частях произведения: "Инферно", "Чистилище" и "Рай", - Данте отправляется на поиски мудрости. Он находит истину в последней инстанции через откровенин. При этом его поиск начинается в преступном мире и с новым рождением. Предпосылки и уроки истории помогают в понимании и стремлении к истинному освобождению. Последний же шаг достигается исключительно через чудесный дар Божественной любви.
Бессмертие души обсуждается в "Федоне" Платона - произведении, связанным с последними часами жизни Сократа. Друзья и ученики последнего считали того лучшим, мудрейшим и справедливейшим человеком своего времени, однако, он был казнен афинянами по обвинению в коррупции и измене. При жизни его целью был поиск истины, которая привела его к вере в бессмертие души. В другой нашей лекции мы обсуждали памятник индийской философии "Бхагавад-Гиту", что была написана примерно в 500 году до н.э., более чем на 100 лет раньше появления на свет "Федона" из под пера Платона. Согласно "Бхагават-Гите", цель мудрого человека (то есть, искателя правды) состоит в том, чтобы освободить душу от оков и страстей тела, дабы привлечь ее к участию в вечном блаженстве с Богом. Обратите внимание, что мы до сих пор, и в 21-м веке продолжаем если не верить, то точно жить бок о бок с такими нашими рассуждениями - я имею ввиду концепцию вечной составляющей в деяниях человека и отношении к нетелесному фактору: душе и тому, что с ней увязывается. И при этом чрезвычайно интересно, что многие из нас, большинство, пришли к противоположным сократовским выводам: каждую минуту земной жизни мы ставим выше чего-то будущего, что считается иллюзорным обещанием мифологии. С концепцией вечной души - вернемся к более давним временам - связаны и другие работы, что мы рассмотрели. Так, у Гомера после смерти душа спускается в подземный мир, где ведет жалкое существование. Как Ахиллес говорит Одиссею: "Лучше быть рабом в мире выше, чем быть царем подземного мира". В Ветхом Завете, что примечательно, бессмертие души не имеет такого значения: жизнь на земле важна сама по себе. В 6 веке до н.э. концепция вечной души преобразуется. В "Вакханках" души тех, кто верит в Диониса, никогда не умирают, но живут в вечном блаженстве. В "Федоне" Сократ согласен с поклонниками Вакха, или Диониса, что немногие избранные обретут бессмертную жизнь: "Многих позовут, но не многие будут выбраны". Для "Вакханок" вера в Бога приносит бессмертие и спасение. Для Сократа - собственное очищение, то есть обретение мудрости, вот, что необходимо. По истечении времени Александра Великого вера в бессмертие души стала более важной в греческом и римском мирах. В 19 г. до н.э. Вергилий описысал подземный мир, где души могут присоединиться к Богу, но прежде того будут наказываться души злодеев. Во 2-м веке нашей эры забота о спасении души приобретает первостепенное значение наряду с озабоченностью тем, насколько сильно душа связана с телом после смерти на земле человека: в 1-м веке нашей эры трупы умерших сжигали, а уже во 2-м веке - начались захоронения. В 312 году император Константин, опасаясь за бессмертие своей души, обратился в христианство и сделал эту религию первейшей на землях Священной Римской империи.
Концепция бессмертия души является основой христианства в Средние века, когда установилась сильнейшая власть церкви, за порогом которой, как провозглашалось невозможно было отыскать дорогу к спасению. Эта вера в бессмертие души породила одно из величайших произведений средневековья и одно из величайших произведений, когда-либо написанных человеком: "Божественную комедию" Данте. Это произведение в своем центре имеет монументальную тему души. Жизнь - это комедия, согласно Данте, и те, кто верит в такую жизнь, в конечном счете спасется и будет счастлив. Мы не будем ставить перед собой целью обозреть всю эту работу - для того не хватит и еще 36 лекций, сравнимых по продолжительности со всем нашим курсом. Но мы обрисуем что-то непреходящее в его достижениях, попытавшись высветить нечто магическое, с чем Вы сможете познакомиться при желании.
"Божественная комедия" написана на чистом итальянском языке, она красноречива, является инновацией для своего времени, когда великие произведения как правило писались на латинском. Данте считал, что говорить с душой он должен на родном языке.

Данте Алигьери, "флорентиец по рождению, но не по характеру", родился в 1265 году. Флоренция была свободной страной, городом-государством Италии, со своим народным правительством. Эпоха жизни Данте - время интеллектуальных брожений, а город Флоренция в это время был втянут в политическую борьбу Италии. Данте активно участвовал в этой политике и занимал руководящие должности во флорентийском правительстве, но в 1302 году (в 37-летнем возрасте) он стал жертвой ожесточенной фракционной борьбы. Его политические противники выставили его виновным по ложному обвинению в должностных преступлениях. Он был приговорен к ссылке и невозвращению домой под страхом смерти.

Данте создал несколько гениальных произведений в годы с 1302-го по 1321-й, когда путешествовал по Италии, являясь изгнанником. Он писал по-итальянски. Уже создав "Божественную комедию", он посвятил одну свою книгу теме монархии ("О монархии") и заявил, что монархия в форме императорской власти Священного Римамогло бы быть путем спасения от политических проблем Италии, что монархия дана самим Богом. 

Данте надеялся, что его "Божественная Комедия", его стихотворение о спасении, в состоянии будет дать мужчинам и женщинам подсказку, как обрести вечный покой. Автор, умерший в изгнании в 1321 году, говорил, что "Божественная комедия" была составлена ​​не как аллегория, но как практическое руководство к спасению. Он был заложен в пасхальную неделю в 1300 году.
В "Инферно" Данте начинает свой путь от середины своей жизни, от середины ночи, от сердцевины темного дерева (речь идет о его 35-летии). Он потерян. Он видит большое горе кругом себя, понимает, что должен подняться на великую гору, должен оставить дерево. Перед ним появляются три зверя, преграждая путь: леопард, лев и волк. В средние века, когда каждый аспект природы, считалось, несет на себе отпечаток замысла Бога, всякое дерево и животное имели символическое значение: леопард представлялся как символ удовольствия, лев - амбиций, волк - жадности. Не думаете ли Вы, что и сегодня эти три создания преграждают Вам верный путь?
Данте встречает Вергилия, великого латинского поэта, которого Данте считает настоящим мастером, к которому христианская церковь относилась как к благородному язычнику, что был избран Богом для предсказания пришествия Христа. Данте признается Вергилию в том, что он чрезвычайно уважает того за его взгляды и убеждения. Вергилий говорит Данте, что они не могут просто так взять и взобраться на гору, что они должны сбежать из темноты, сначала спустившись в подземный мир. На воротах этого мира есть знак, что гласит: "Оставь надежду, всяк сюда входящий". На окраине ада, в тихих местах, где словно все замерло, Данте и Вергилий сталкиваются душами таких благородных язычников, как Гектор, Сократ, Платон и Пифагор. Затем они доходят до места, где видят много боли и страданий, где лодочник пересекают реку Харон. Они спускаются по кругам ада, назначенным для тех, кто совершил грехи похоти и чревоугодия, тех, кто совершил насилие против самих себя, других людей и Бога, тех, которые практиковали обман и мошенничество, тех, кто предал клиентов, тех, которые предали свою страну. В самом дальнем круге ада находится Сатана, тот круг весь во льду, ибо он наиболее удален от света Божьего. Вместе с Сатаной находятся там трое архи-предателей: Иуда, предавший Христа, Брут и Кассий, которые предали Цезаря.
Благодаря Вергилию Данте поднимается к Чистилищу. Вергилий и Данте наталкиваются на тех, кто верил в Иисуса, но совершил грех и умер вне Церкви или умер в таком грехе, который требует времени, дабы прошли годы в отдалении от Бога. Шаг за шагом, Вергилий и Данте восходят выше через Чистилище. Римский язычник Катон, который умер за свободу, охраняет вход туда. Вергилий говорит Катону, что Данте пришел в поисках свободы, истинной свободы для спасения. В верхней части Чистилища, Эдемском саду, Вергилий, язычник, не может сопровождать далее Данте, помочь ему дойти до рая. Вместо этого Данте сопровождают далее через небеса три женщины. Его первая спутница Беатрис, которую Данте любил самой чистой любовью. Его вторая провожатая - Санта-Люсия, чей покровитель священный свет. Его третья провожатая - Дева Мария. Она молится богу за Данте, дабы тот позволит последнему увидеть Величие Господне. Данте вспоминает три концентрических круга, переливающихся красками, с трудом может хоть как-то описать увиденное и восхитившее его.

Возможно, современные читатели найдут наиболее интересным "Инферно", но для Данте самым значим был все же "Рай". Причина этого в том, что, по его мнению, в конечном счете, божественная любовь, а не что-то еще является наиболее необходимой. "Божественная комедия" - это стихотворение о любви. Ее основной позыв идет от текста Иоанна (3:16): "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но мог обрести жизнь вечную". Эта любовь, как свидетельствует описание Данте Девы Марии, была духовной основой средневекового христианства. В готических соборах душа воспаряет, стремясь к единению с Богом, уподобляясь паломничеству Данте от нихов вверх во имя воссоединения с Богом - таковая идея этих храмов, многие из которых Деве Марии, так как Мария, ее любовь, в конечном счете, дают многое для понимания Иисуса и Бога. Данте пережил свой опыт, создав сообщение о любви к Богу. Его работа является глубоко религиозной, написанной человеком, который глубоко страдал, который был несправедливо обижен людьми. Из своего страдания он произвел на свет "Божественную комедию", работая с глубочайшим вдохновением, философской углубленностью и непревзойденной красотой языка. И хотя Данте называл свое произведение просто "Комедия", оно известно нам сквозь века озаглавливаемым с еще одним словом в заглавии: "Божественная..."
Tags: literature
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments