netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Categories:

Портрет идет рука об руку с освещением: некоторые примеры из моих фотосессий

Некоторое время тому назад я поделился набором рекомендаций по классической портретной фотосъемке. В качестве иллюстративного материала была моя студийная сессия при дневном свете с моделью Надеждой Кузнецовой. Давайте теперь немного об освещении для портрета, с самых начал и на примерах, через которые в недавнее время проходил сам, ориентируясь в основе своем все на ту же "классику".

1. Уличное освещение достаточно сложно, даже при казалось бы исключительно солнечном свете. А когда он гаснет и загораются огни, сложность для многих только возрастет, ведь огней очень много и учесть их предметный вклад в картину на лице модели бывает затруднительно. Прежде всего старайтесь в таком вечернем или ночном городе найти источник с определенно рассеянным светом и высокой температурой (ближе к синему, чем к красному участку спектра), чей рисующий эффект достаточно заметен на взгляд и не перебивается другими огнями (витрин, иллюминаций, фар автомобилей и пр.). Помните, что для Вас первичнее качественный свет, а не точка съемки. Последняя должна выбираться в зависимости от первого. На примере фотографии с моделью Марией Юдаевой видно, как я снимал сверху при освещении от диодного источника возле кафе, став на несколько ступеней выше девушки и попросив ее смотреть выгодно по теневому рисунку на меня.



2. А вот кадр с моделью Татьяной Брагиной. Съемка в весеннюю погоду. Кругом сероватых оттенков плитка, нет снега. Однако кадр скорее зимний, нежели капельно-мартовский. За это ответственным у нас назначается градиент с повышенной экспозицией вокруг модели, сделанный в Adobe Lightroom, а также правильно подобранный воротник модели и волосы, распущенные в границах ее силуэта. Остальное опирается на глаза, цвет которых учитывается при градиентной обработке и подборе тех же аксессуаров (воротника), а также обязательный блеск в этих глазах. Это еще один совет. Пусть модель смотрит таким образом на мир, чтобы в ее зрачках появлялись блики - это дарует жизненности.



3. Задний фон можно и охлаждать, можно уменьшать экспозиционные значения в его области все с тем же Lightroom. В данном случае (фотосессия с моделью Оксаной Владенко) такая работа со светом ставит своей целью приглушить яркие и светлые детали на заднем плане, дабы те меньше отвлекали, немного охладить теплые цвета, создав правильную (классическую) перспективную настройку кадра (мы привыкли инстинктивно видеть на переднем плане желтое, бежевое, белое, а на заднем синее, голубое, серое). Снимая в студии Вы можете не просто попросить модель изменить местоположение, переложить аксессуары, но и меблировку всю перемещать - не брезгуйте такими возможностями. И когда ставите вспышку возле модели, добивайтесь с помощью рисующего света пересечения тенью от носа или волос линий губ, щек и др. Тени должны быть небольшими и не вытягиваться от того же носа до другой черты лица. Важно и осторожнее быть с их полным отсутствием - это чаще всего уже неклассический портрет со вспышкой "в лоб". Тут есть угроза плоского лица, расширенного подбородка - некрасивых пропорций, одним словом.



4. Свет необязательно должен указывать на глаза и лицо. Свет - инструмент для акцента. Мы смотрим прежде всего на глаза модели и на ту область кадра, что сильнее прочих освещена. Пример акцента на жесте на снимке ниже.



5. Глаза в кадре можно потерять, а точнее - зрачки. Но при всем при том даже в этих случаях "классический" портрет обязан позволять зрителю угадать взгляд героя снимка. Ресницы даже прячущегося второго глаза должны быть видны. Одноглазые модели - это уже другой стиль. В нем еще надо уметь фотографировать, а для этого еще следует пройти классику. Пусть свет акцентирует что-то еще, кроме глаз, но пусть акцентирует так, что читаемый взгляд модели объясняет происходящее в кадре.



6. Свет может акцентировать силуэтный рисунок человека. Опять и опять, не теряя читаемого взгляда глаз. Помните, чтобы при работе с разными линиями силуэта главный персонаж в кадре не был освещен равномерно и всюду - иначе пропадет объем, снимок станет плоским. Либо меняйте положение источника света для этого, либо попросите модель расположиться в зоне съемки, поставив ноги под разными углами, поменяв положение рук на не совпадающее с направленностью корпуса и пр.



7. Если на снимке в зрачках модели Вы увидели себя, Вы одержали победу! А еще хорошо показывать незаконченные жесты. Только намека в кадре всегда достаточно и он в отличие от законченного или едва начатого действия не будет "чересчур" или "недо". Фокусировка должна быть на взгляде, на глазах. Если глаза на разных линиях, то - фокусируйтесь на ближнем к Вам. Освещение должно позволять камере навести фокус объектива. В крайнем случае сделайте это вручную.



8. Перекадрирование - удобный прием для случаев небольших перемещений камеры в момент поиска интересного ракурса. В камере ведь можно выбрать разные точки автофокуса. Иногда постоянно не менять их помогает фокусировка по уже выбранной заранее точке на глазах модели, после чего камера перемещается в той же плоскости относительно героя в кадре и нажимается спуск. Фокус в целом по лицу сохранится на приемлемом уровне, а Вы сможете уловить больше естественных неповторимых мгновений. Снимок с Татьяной Андреевой -  пример перекадрирования. Обратите внимание на легкость жеста прилегшего человека. Я специально попросил девушку не переносить весь вес головы на подлокотник - так напряжение мышц лица и его пропорции остаются тоньше, эстетичнее. По сути здесь тоже правило: не все красивое в кадре может показаться естественным для модели, но это полезно пробовать.



9. Снимок с моделью Артемом Бурмистровым. Обратите внимание на полезность "паразитных" бликов и радуги от внешних источников. Иногда их можно и нужно использовать как своего рода наполнители атмосферы, размывающие второстепенные детали и создающие некую воздушную тактильность. Не случайно иногда фотографы используют женские капроновые чулки для создания мягких "муаровых" фотографий (прямо на объектив!), целофан, стекла и прочее.



10. Свет в глаза модели сложен прежде всего для модели. Но и он может быть выгоден под создание резкой по тонам и теням картинки. Главное не испортите зрение тому, кого фотографируете. Давайте ему отдыхать от яркого солнца и находите ракурс, где линии при сощуренных глазах будут гармонично сочетаться. В таком случае даже тень от листвы или веток, которую следует очень опасаться из-за ее неестественного эффекта, возможно использовать как дополнительный инструмент. Но опять-таки эти тени опасны, когда их много, когда они слишком вмешиваются в портрет!



11. Весенняя фотосессия с Еленой Солдатовой. Контровое освещение было задано ради двух целей. Первая очень частая функция контрового света - подсветка волос. Рыжий их цвет в данной ситуации был просто очень выгоден во имя выражения весеннего состояния души и природы. Второе - это заливка контровым светом силуэта, запрятывание в окружающий человека свет всех лишних внешних деталей. И еще один прием, продемонстрированный на этом кадре - это движение на одной скорости с моделью. Лена здесь прыгала через лужи. Я шел спиной вперед, не отпуская и удерживая точку фокуса на ее лице и глазах, делая снимок за снимков. Так получилась большая серия одинаково четких фотографий с движением в кадре (фон размывается, модель - в фокусе).



12. Лицо модели может быть в тени от деревьев. Но только не в полутени. Волосы подсвечивайте сколько угодно... Наряд... Но лицо должно быть освещено без фокусов с разным теневым рисунком: листья пятнами по лицу - это "мыльно", если сделано без идеи и понимания. А глаза, заметьте, можно и совсем закрыть, - Вы же снимаете еще и настроение. Также, будучи возле зданий, смотрите на их цвет. Здание - это мощный отражатель света, цвет от него точно вмешается в рисунок в кадре. Поэтому отходите или подходите к зданиям осознанно. И помните о правиле, гласящем, что на расстоянии 5 диагоналей отражающей свет плоскости (рассеивателя вспышки / стены и пр.) источник света вырождается в точку (начинается зона жестких теней, некрасивых как правило, если их неправильно использовать).



13. На кадре ниже цветовой фон был совершенно невыгоден. На стене может быть мерзкий канареечный цвет не под ситуацию, может быть граффити серебристой краской и прочее. Черно-белый режим при обработке уберет лишнюю цветовую информацию и оставит на персом плане глаза и жесты. В ч/б удобно и фотографировать изначально. Главное, фотографировать в RAW. О чем я сейчас. Я о режиме просмотра снимка на экране фотокамеры. Оценить яркостные характеристики разных участков снимка Вам будет легче, если снимать все с просмотром на ж/к в ч/б. Цвет из файла никуда не денется, а Вам будет легче увидеть огрехи в отображении тональных переходов, линий и пр.



14. Лаконичность в деталях должна присутствовать обязательно, когда Вы изображаете настроение. Не нужны излишки. куськи зданий по краям, какие-то предметы или люди вокруг модели, если все сконцентрировано только на ней. Можно пожертвовать чем-то, кадрируя область фотографии ради самого главного. Например, на данном снимке в оригинале очень красивые полувечерние тени ног на газоне. Но покажи я их, я был бы вынужден показать и рядом стоящий дом, мусорный бак или что там еще было (уже не помню). Здесь я не использовал вспышку для борьбы с немного теряющимся лицом девушки осознанно. Однако, в каких-то случаях заданная цель оправдает и вспышку, которой полезно пользоваться при дневном свете, компенсируя солнце.



15. Еще пример света прямо в глаза модели и съемки движущегося человека с постоянным удержанием фокуса, когда фотограф идет спиной вперед на одной скорости с моделью. В данном случае, чтобы девушка не прослезилась от солнца, я попросил ее идти и смотреть так, чтобы взгляд был направлен в небо или вдаль, но не в сторону солнца. Помните, что в холодную погоду модель долго не нужно охлаждать. Пусть она будет тепло одета, а распахивает пальто или шубку только на время для серии снимков, оговоренных заранее и подготовленным фотографом.



16. Глубина резкости позволяет отделять объекты от фона. все это понятно, но временами ее следует чуточку увеличивать от предельных и полупредельных значений Вашего объектива. Днем я часто использую 50-мм фикс объектив на f/1.8 - f/2.2. Аналогично и в студии. Но режимы камеры при этом всегда разные. В студии вспышка позволяет уйти в M-режим, где на выдержке 1/125 - 1/160 лепестки диафрагмы успевают открыться-закрыться, ISO можно выставить на нормальные 100 единиц и играться с мощностью импульса света извне. На улице гораздо проще зафиксировать диафрагму в режиме приоритета диафрагмы, а все прочее доверить автоматике. Дольше проживут нервы. Особенно у начинающих. Приоритет выдержки - это уже не для укладывающихся в "классику" портретов... поэтому о нем - при других случаях... И опять про свет. Дневной свет и студийный свет позволяют работать со светочувствительностью 100 единиц? Значит, стартуйте от 100 единиц - лучше приоткрыть до допустимого диафрагму, а уж только на крайний случай поднимать ISO и тем более выдержку.



17. Поворачивайте Вашу модель к источнику света, соблюдая ее комфортную зону (на фото - модель Надежда Зимина). Естественная улыбка и мягкая обработка по параметру четкости покажут кожу мягкой настолько, насколько она есть на самом деле, не огрубляя ее сверх реального положения вещей. Поэтому болезнь новичков, любящих потемнее, позагадочнее, порезче лечите нещадно. Баланс белого должен быть выстроен по цвету белков глаз или другому близкому к белому участку кадра, экспозиция должна быть предельно высокой для композиции и не достигать масштабных пересветов (зеркальная камера, кстати, их автоматически подсвечивает в режиме просмотра снимка на экране с отображением доп. информации). И помните, что лучше немного пересветить, чем недосветить, т.к. после уже не отыщешь световую информацию на компьюетере, а приглушить будет что-то лишнее полегче.



Не надоел? Ну тогда как-нибудь еще поболтаем о фотографии))
А я пока пойду заряжать дальше аккумуляторы для новой внешней фотовспышки)))
Всем хороших снимков!
Tags: entertainment
Subscribe

  • vitaminum

    это горький бальзам. в нем есть все: от уныния до борьбы. и на все составляющие лицензии и пароли получаешь совсем не по личной и доброй воле - и…

  • 6 книг о космосе, изданные за последние 6 лет

    Переехав в Москву, я влился в ряды читающих в метро. В моем случае - пользующихся для этого экраном смартфона или электронной книги. И в этом формате…

  • не плачь

    не плачь пусть дождь тоскует за двоих и по земле расходятся ручьи да мы как миг но драгоценный миг бессмертные свободные ничьи а счастье там в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments