netdogg (netdogg) wrote,
netdogg
netdogg

Category:
  • Mood:

Два дня на книжной ярмарке non/fictio№21

Мечтательный молодой человек, смотрящий в окно стоя в вагоне поезда, с самого детства на вопрос о драгоценных дарах цивилизации среди прочего непременно упомянет книги. Чтение, иногда уходящее в фоновый режим в сложносочиненные периоды жизни, неизменно возвращается и возвращается на важные позиции, когда перипетии в калейдоскопе судьбы становятся уже просто тяжелыми. Отбрасывается многосоставность, вычленяется основное, дающее силы, не отбирающее что-то от человеческого. Книги всегда сохраняли свое неприкосновенное место на полке ценностей. По праву незаменимых собеседников и зеркал, храмов мысли и оберегов сердца.

Ранним утром 6 декабря 2019 года колеса железнодорожного состава загремели по рельсам, проложенным между столицей России и Рязанью. В главном городе страны открылась Международная выставка-ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№21.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Впервые выставка-ярмарка проходит в Гостином дворе. Из всех дней (5-9 декабря 2019 г.), определенных ей организаторами, я выбрал два: 6 и 7 декабря (пятницу и субботу). Первый день пребывания манил интереснейшими дискуссиями работников литературного цеха, замечательными именами в афишах - не было даже мысли, что останется время просто пройтись по рядам и посмотреть на книжные выкладки. Второй же день пребывания был специально выделен для знакомства прежде всего с тем, что представляют разные издатели, выбору книг для себя.

Легкая тревога по поводу происходящего началась с места, где был сделан снимок "панорамы" выставочного зала. Посетители на выставку попадают, видя именно это, стоя на небольшой площадке, с которой вниз ведут лестничные ступени. Стоит спуститься по ним, как обратно вас уже не пускают охранники. Даже просто для фото. Именно потому кадр, сделанный мной, я сделал не в первый день, а во второй, когда уже знал об этой особенности работы здешних секьюрити.

VFL.RU - ваш фотохостинг

"Театр начинается с вешалки", так ведь? Ну так вот гардеробные в Гостином дворе попросту не рассчитаны на тот поток гостей, который ожидали организаторы non/fictio№21. На официальном сайте речь идет о 30 000 посетителей ежегодно. Неужто, подумал я, никто из организаторов не попробовал учесть это до начала или хотя бы уже после первого дня выставки, когда беда становилась очевидной: люди, приходящие на целый день, вынуждены стоять в медленно продвигающихся очередях для сдачи на хранение одежды, ровно из-за необходимости ожидания тех, кто уже решил уходить и забрать из гардеробной свое пальто или другой предмет?



После вычета некоторого времени, которое могло быть потрачено на покупки (это словосочетание для бизнесменов, считающих выручку от мероприятия), мы с вами наконец-то оказываемся в удобной для нас форме для прогулки здесь. В руках путеводитель по выставке (удобный и бесплатный), в сумке распечатка с подобранной программой мероприятий.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Первое запланированное мероприятие было упущено из-за задержки у вешалок, начинаем сразу со второго. Презентация книги Захара Прилепина о Сергее Есенине. Автор в какой-то мере компенсировал сумбурное начало дня, он старался быть занимательным, шутил, рассказывал стоя, отвечал на все вопросы, привлек немало желающих его послушать. На презентации показывались две формы издания книги: в серийном исполнении ("ЖЗЛ") и в отдельном томе объемом свыше тысячи страниц. Как пояснил редактор, две формы издания были выбраны ввиду того, что их маркетинговое исследование выявило нежелание значительного сегмента читателей приобретать книгу, входящую в серию.

Стоит ли покупать книгу о Есенине прилепинского авторства? Автор жизнеописания поэта, боюсь, поддался распространенной ныне мании рекламировать "скандальные" стороны есенинской жизни. Из его уст почти не прозвучало о Есенине как поэте, о его литературном пути, о находках или хотя бы мнении Прилепина именно о слове есенинском. Все больше о том, что Прилепин славно потрудился, посетив все отели в разных странах, где гостил поэт, пересчитав его женщин и мебель, выброшенную из окон, что он разобрал все популярные теории смерти Есенина. Такая подача идею приобретения книги мне лично не продала, хотя цена да возможность получить автограф привлекали.

Из ответов на вопросы запомнилось желание Захара Прилепина написать книгу в серии "ЖЗЛ" о Михаиле Шолохове. Из организационных моментов запомнилась нехватка книг о Есенине в месте их продажи для того, чтобы в первые минуты после презентации все видевшие ее смогли ее приобрести и подписать у автора. Все-таки день премьеры предполагает готовность к ажиотажу, но... случилось вот такое но...

VFL.RU - ваш фотохостинг

Затем была встреча с Михаилом Шульманом, презентовавшим свою работу о Набокове в большом зале. Почему в этот зал не пригласили ранее упомянутого Захара Прилепина и тем более Дмитрия Быкова, которого упомяну далее в этой и последующей заметках, для меня загадка. Словно организаторы не оценивали лидерский эффект приглашенных писателей, отдельные из которых способны одним своим именем собрать большой зал. В итоге на встречах с заметными медийными персонами мест для желающих их послушать и увидеть не хватало критически, а на встречах с людьми не столь публичными мест не только было достаточно, но и нередко оставалось свободными очень и очень немало.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Подошло время немного перекусить и выпить кофе. И здесь просчеты организаторов просто кричащие. В сущности на весь зал, в который каждый обычный посетитель имел доступ, была лишь одна точка питания с более-менее приличным ассортиментом. Это своего рода небольшой прилавок с выставленными блюдами и напитками. Представьте, каков поток посетителей, и подумайте, как можно было дать место лишь одной такого размера точке в общедоступной зоне. Я брал здесь кофе с блюдами два раза (в первый и во второй день) и оба раза потерял в этой очереди немало минут. Однако и это не главная беда. Взяв кофе и блюдо с едой, надо где-то примоститься. И тут ты понимаешь, почему так много людей едят на ходу, почему тут и там поблизости от точки мусор, которому место в мусорной корзине, оставлен где попало. Рядом не найти даже урну. Рядом не найти достаточно мест для людей, чтобы просто где-то поесть и продолжить участвовать в мероприятиях. Формируется "прелестная" картина, когда одиночный посетитель, даже догадавшись, что можно подождать, как освободятся столики чуть подальше, должен как-то ловко выстоять очередь к нужному моменту. Приходить парой, когда кто-то ждет свободный столик, а кто-то идет за питанием? А мы вообще здесь за духовной пищей или за какой другой, что так много думаем не о книгах? И почему в торговых центрах по всей стране менеджеры давно решили вопрос выгоды от того, что клиенты имеют большой выбор способов питания, мест для досуга и пр., а в рассматриваемом не все рассчитано на ажиотаж?



Еще одна забавинка. Увидев очередь, поначалу захотел посетить литературное кафе. Но знаете, что произошло? Охранник у дверей, которые вели к нему, предупредил, что обратно не пустит, что обратный вход возможен лишь для тех, у кого есть пропуск или браслет на запястье. Ни о каком браслете или пропуске речи при приобретении обычного билета на сайте выставки-ярмарки не шло. Посему о литературном кафе я мог лишь мечтать. Кстати, на снимке ниже, мусорное ведро, поставленное у одной из издательских точек. Так делали многие. Это не ведро из числа тех, которых нет в общих зонах питания, о которых я говорил выше. А еще на снимке видны те самые ряды столиков, найти место за которыми и одновременно отстоять очередь в пункте продажи кофе и разных блюд, в одиночном плавании задача из сложных.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Creative writing бум - знакомо? Анонс мероприятия в амфитеатре привлекал именами Д. Быкова, М. Веллера. Они не пришли. Почему-то. Чуть позже у меня возникла версия, почему. Увы, я стал свидетелем неприкрытой саморекламы со стороны нескольких литературных мастерских так называемого "creative writing", а по-русски говоря творческого письма. Были озвучены фантастические цифры о том, что свыше тысячи выпускников этих школ стали счастливыми обладателями их сертификатов. Была сформирована довольно зыбкая и малоинтересная дискуссия, забивавшая время. Было очень много ненужных англицизмов - один из зрителей даже не выдержал и, взяв микрофон, красиво сообщил о том, что знает три языка, что выступавшие любители англицизмов не только не к месту их употребляют, но и произношение совсем не в тему. Было крайне неприятное позиционирование себя литературным тренером Дмитрием Казаковым, который как будто хотел убедить всех, что его родная нижегородская губерния не то место, где есть люди для литературного процесса. Во-первых, некрасиво, во-вторых, открывателем провинции он не показался, когда указал на одну из своих подопечных, в чьей биографии я прочитал слова об учебе в МГУ, а следовательно и о нахождении ее вообще-то не в провинции. Почти все участники были слишком озабочены формой, а не содержанием, как смею предположить на основе личного впечатления. И что более всего обескуражило, так это заявленная в теме "дискуссия о литературном образовании сегодня". Да, в расшифровке в брошюре с программой будет измельчение, но все же гостей привлекли в амфитеатр громкими словами, а родилось дитя саморекламы. Очень рассмешила одна из руководителей творческих школ, которая вела мероприятие, когда сказала о том, как слабо участники выглядели бы, если бы пришел тот же Д. Быков, что по счастью всем повезло, что его уровня гости не появились. И мысленно захотелось, чтобы сюда не приходили ни Линор Горалик, ни Майя Кучерская, которые все же пришли. Потому что ну не в таком самопродвижении школ литературных тренингов лучше бы их видеть.

VFL.RU - ваш фотохостинг

За несколько дней до выставки в анонсе встреч появилась встреча с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич, но встречи не было. Люди пришли на площадку, сели и ждали. Увы, никто регулярно не оповещал о том, что происходит, почему нет гостя. Так все потихоньку и расходились после некоторого времени ожидания бродить по книжным рядам или забегать на другие площадки.

VFL.RU - ваш фотохостинг

День 6 декабря был спасен хорошо известным Дмитрием Быковым. Он пришел вовремя на презентацию своих новых книг (с меня отдельная заметка о некоторых впечатлениях и с замечательным снятым мной видеофрагментом со столом, оберегавшим светлую голову писателя). В своем репертуаре он мгновенно завладел вниманием аудитории и отвечал на все без исключения вопросы, рассыпая цитатным и афористическим. На мой вопрос путешественника об идее сотворить какой-нибудь литературный путеводитель по странам мира или городам он подчеркнул, что на самом деле в географии не так хорошо разбирается, как в литературе, что знает прекрасно, пожалуй, лишь петроградскую сторону, о которой, наверное, мог бы что-то написать. Организаторам гости встречи с первых секунд поставили жирную двойку, т.к. площадь была выделена столь крошечная, что образовалась серьезная толкучка. Люди плотной стеной в несколько рядов окружали прозрачные барьеры площадки, высматривая из-за голов других, что происходит. И когда автор появился, продвигаясь среди людей к месту выступления, в народе послышались слова о том, что Быков не виноват в том, что организаторы не выделили площадку, способную вместить всех желающих.

VFL.RU - ваш фотохостинг

Уходя из Гостиного двора в первый день пребывания на ярмарке, я думал, что всего одна встреча с Дмитрием Быковым смогла выступить большим противовесом тем недоработкам в организации пространств и встреч, которые привиделись Вашему непокорному на non/fictio№21, и что насколько все казалось бы незабываемее, если бы состоялась встреча с Алексиевич, не будь досадных затрат времени у гардеробной, на покупку кофе с поиском места для мусора. Да, весь второй день пребывания там - это книжная выкладка, это удовольствие от ассортмента, местами чуть "подслушать" очередные встречи с авторами. Книга в любом случае победила. Книга в любом случае права. Однако же организаторам, попробовавшим свои силы в 2019 году и уже анонсировавшим, что они же будут работать над ярмаркой в 2020 году, мой совет: сделайте так, чтобы гости были больше погружены в литературное, а не бытовое, ведь они пришли сюда не ради знакомства с тем, как устроена вешалка.

Ну а я исчезаю до следующих постов. Немножко отдельных впечатлений с выставки еще впереди.

С добрым шелестом страниц, Всегда Ваш ДэКа)

Tags: entertainment, literature
Subscribe

Posts from This Journal “literature” Tag

  • "Лавр" - Е. Водолазкин

    Где-то роман наследует Эко. Антуражем, погружением фантазии в исторические глубины. Где-то вспоминаешь Митчелла. В книге границы времени для героев…

  • vitaminum

    это горький бальзам. в нем есть все: от уныния до борьбы. и на все составляющие лицензии и пароли получаешь совсем не по личной и доброй воле - и…

  • 6 книг о космосе, изданные за последние 6 лет

    Переехав в Москву, я влился в ряды читающих в метро. В моем случае - пользующихся для этого экраном смартфона или электронной книги. И в этом формате…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “literature” Tag

  • "Лавр" - Е. Водолазкин

    Где-то роман наследует Эко. Антуражем, погружением фантазии в исторические глубины. Где-то вспоминаешь Митчелла. В книге границы времени для героев…

  • vitaminum

    это горький бальзам. в нем есть все: от уныния до борьбы. и на все составляющие лицензии и пароли получаешь совсем не по личной и доброй воле - и…

  • 6 книг о космосе, изданные за последние 6 лет

    Переехав в Москву, я влился в ряды читающих в метро. В моем случае - пользующихся для этого экраном смартфона или электронной книги. И в этом формате…